Светлана Захаркина
Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка (подготовительная группа
Программное содержание: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
Материал. Книга со сказкой «Царевна-лягушка» с красочными иллюстрациями
Публикация «Ознакомление с художественной литературой, Русская народная сказка „Царевна-лягушка“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Царевна-лягушка», сказка
- Темочки
Предварительная работа: Подготовка иллюстраций к сказке
чтение и сравнение народных сказок; беседа о жанрах произведений
Вводная часть.
- Ребята, посмотрите внимательно на обложку этой книги.
Послушайте загадку:
Захотел Кощей жениться
На красавице-девице.
Не дала она согласие
И случилось с ней несчастье,
И теперь сидит в болоте
Не в шелках и не в почёте…
Кто узнал ту пучеглазку,
Отгадал, конечно, сказку.
Ответ: Царевна-лягушка
Как называется сказка?
Дети: «Царевна-лягушка».
Основная часть:
- Многие из вас слышали эту русскую народную сказку, кто-то смотрел мультфильм или диафильм.
- Сейчас я прочту ее вам.
- Сказку эту придумал русский народ много-много лет назад.
Слушайте
Воспитатель выразительно читает (рассказывает) сказку.
Беседа по содержанию сказки
• Расскажите, как получилось, что Иван-царевич женился на лягушке.
• Вспомните, какие задания давал царь своим невесткам.
• Расскажите, как девушки их выполнили.
• Почему Иван-царевич расстался с Василисой Премудрой?
• Как помогли звери Ивану-царевичу победить Кощея?
• Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?
Ответы детей
- Дети, сейчас вы слушали сказку.
- А что же сказочного в этой истории?
Дети отвечают
- Вы все верно подметили.
А еще в русских сказках есть особенные, «сказочные» слова. Какие?
Есть такие слова — «грустить», «загрустил». В сказке говорится не просто загрустил, а как?
Ответы детей: - Закручинился, голову повесил, загоревал, затужил.
- Не просто догадалась Василиса? - Смекнула.
- Не удивились гости, а. - Диву дались.
Если дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, называть их.
- В русских сказках сказочным героям даются разные прозвища с прибаутками, приговорками:
Баба Яга., (костяная нога)
зубы. (на полке,.
а нос., (в потолок врос)
Василиса. (Премудрая,
Кощей. (Бессмертный)
- Почему Василиса — Премудрая, а Кощей — Бессмертный (Дети отвечают).
- Да, в русских сказках много интересных слов и выражений. Помните, лягушка говорила Ивану-царевичу : «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее». Что означают эти слова? Как вы их понимаете?
Почему так говорят, подумайте.
Дети отвечают.
К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое-то решение, а за ночь он отдохнет и утром на свежую голову сразу что-то придумает.
- «Пошел Иван-царевич куда глаза глядят». Как вы понимаете это выражение? Дети: Сам не знает куда, куда ноги ведут.
- Из сундука выскочил заяц — и наутек, во всю прыть. Что означает выражение «пустился удирать»? Как сказать по-другому? Дети отвечают
Баба Яга спросила у Ивана-царевича : «Дело пытаешь или от дела летаешь?» Что это значит? По делу пришел или от дела бежишь?
-- Как сказать по-другому?
Дети: Зачем пришел? Чего ищешь? Какое у тебя дело?
- А выражение это просто запомните. Так давным-давно на Руси говорили
Вот какую интересную сказку вы услышали. Как она называется?
Дети: «Царевна-лягушка».
- Ребята, рассмотрите эти иллюстрации. Какие слова из сказки к ним подходят?
Дети отвечают.
Заключительная часть:
- Ребята какую сказку вы слушали?
-Кто автор этой сказки?
Кто главные герои этой сказки?
Нарисуйте дома то, что вам больше всего запомнилось в этой сказке.