Елена Никифорова
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра дошкольного образования
«Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой»
Выполнила: Никифорова Елена Валентиновна
слушатель 3 группы
по профессиональной переподготовки
«Дошкольная педагогика и психология»
Консультант: Ардинцева Светлана Васильевна
старший преподаватель кафедры ДО
г. Ставрополь, 2016 г.
Содержание:
Введение 3
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
1. Содержание работы по ознакомлению с художественной литературой в ДОО в условиях введения ФГОС ДО 4
2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения 4
3. Условия ознакомления детей с художественной литературой 5
4. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой 6
Заключение 8 Список используемой литературы 9
Введение
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга, напротив дает возможность домыслить, до фантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Целью данной работы является ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой.
Задачи:
- Проанализировать роль художественной литературы в жизни ребенка дошкольного возраста;
- Определить влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
- Рассмотреть методику чтения художественной литературы;
- Выявить особенности методики по ознакомлению с художественной литературой.
1. Содержание работы по ознакомлению с художественной литературой в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.
В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению президентом Владимиром Владимировичем Путиным подписан Указ от 12.06.2014 N 426 о проведении в 2015 году в Российской Федерации Года литературы.
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
Данное направление представлено в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования в двух образовательных областях:
- речевое развитие включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения
Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей, формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.
Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам:
Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности : быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.
Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.
Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы : проза, поэзия, драма.
Историко-литературные принципы. Наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.
Существуют критерии отбора книг для детского чтения:
Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.
Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.
3. Условия ознакомления детей с художественной литературой
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:
-Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
-Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
-Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.
В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.
В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).
В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др., разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.
В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
4. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой
Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как: Словесный- чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. Выразительное чтение художественной литературы, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи
Практический- игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки
Наглядный- показ иллюстрации, движение пальцами, руками, показ схемы, составление алгоритма, просмотр видеофильмов, диафильмов, оформление выставки, книжного уголка
Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:
- оформление уголков чтения в группах детского сада.
– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки
- занятия по ознакомлению с биографиями писателей.
- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.
- празднование именин произведения.
- посещение занятий в районной библиотеке.
5. Заключение.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.
Подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Список используемой литературы
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2013.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис – Пресс, 2012.
4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2014., 223с.
5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.
6. Электронный ресурс - https://skyclipart.ru/