Елена Климина
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Познавательное развитие : познакомить детей с русской народной сказкой “ Сивка-бурка”, дать детям представление о происхождении русских народных сказок.
Речевое развитие: показать особенности образного языка русских народных сказок, учить воспроизводить последовательность событий в сказке.
Художественно-эстетическое развитие : создавать условия для эмоционального восприятия и запоминания образного содержания сказки.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой, Русская народная сказка „Сивка-бурка“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Социально-коммуникативное развитие: формировать у детей умение сопереживать героям сказки, формировать у детей представления о таких моральных понятиях как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.
Предварительная работа: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, организация групповой выставки книг принесенных детьми ”Русские народные сказки”, рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок, беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери. Основная часть сказки читается заранее (до фразы “На третий день братья снова собираются ехать…”).
Оборудование и материалы.
Книжка-сказка “ Сивка-бурка”; Карточки-символы с изображением главных героев сказки, металлический колокольчик, шапочка-маска с изображением лошадки, русская народная рубашка.
Ход занятия.
- Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть! (Звоню в металлический колокольчик)
-Дети, я вас приглашаю на наш сказочный ковер в кружок. Давайте скажем друг другу добрые слова:
Собрались все дети в круг-
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы без сказки жить не можем,
Сказка в гости к нам пришла.
Своих сказочных героев
Нам с собою привела.
- Любите ли вы сказки?
- Какие? (Ответы детей.)
- Знаете, откуда берутся сказки? (Обобщаются высказывания детей.)
- Многие сказки мы знаем с детства, их знали и наши мамы, и наши бабушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, - своим. И так передаются сказки из поколения в поколения, “из уст в уста”, как раньше говорили. Называются такие сказки народными.
- Ой, к нам и правда сказка пришла, а как она называется вы мне сейчас сами скажете.
- Борзый конь
Гоп - гоп!
Ну скачи в галоп!
Ты лети, конь скоро- скоро,
Через реки, через горы!
– Что же за сказка в гости к нам пришла? (Ответы детей.)
–Как вы догадались?
–С чего начиналась сказка? (Педагог напоминает детям зачин-первую фразу сказки “Жил – был…”)
– Назовите главных героев этой сказки. (По мере называния дети выкладывают карточки – символы со схематическим изображением героев сказки.)
– Что решил сделать старик, чтобы поймать вора, который ”повадился пшеницу мять да топтать”? (Дети воспроизводят содержание этой части сказки с использованием карточек – символов.)
– Кто поймал Сивку–бурку? (ответы детей.)
– Как это произошло? (Ответы детей с использованием карточек – символов.)
– Почему Сивка – бурка стал помогать Иванушке? (Ответы детей.)
– Почему конь стал помогать Иванушке? (Ответы детей.)
– Как вы думаете – они стали друзьями? (Ответы детей.)
– Ребята а вы умеете дружить? Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Человек без друзей будто дерево без корней. Друг познается в беде.)
– Молодцы! Давайте немного отдохнем и вспомним нашу шуточную разминку.
– На лошадке ехали, в огород заехали! (имитируют езду на лошадке)
Гоп–гоп–гоп! (2раза) хлопают в ладоши.
На машине ехали, до угла доехали! (имитируют езду на машине)
Би–би–би! (2раза) хлопают в ладоши.
Паровозом ехали, до горы доехали (имитируют езду на паровозе)
У–у–у! 2раза) хлопают в ладоши.
– Ребята, проходите на наш сказочный ковер и рассаживайтесь поудобнее.
– А вы помните заклинание, которое нужно было произнести, чтобы появился Сивка – бурка?
– Хотите разыграть этот эпизод по ролям?
По желанию детей выбираются Сивка – бурка и Иванушка.
– А мы все вместе будем говорить слова автора.
Герои надевают костюмы.
Воспитатель: ” Свистнул Иванушка три раза богатырским посвистом. ”
Иванушка три раза свистит в свисток и говорит сказочные слова :” Сивка – бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!”
Сивка – бурка прибегает из другого помещения. В это время воспитатель вместе с детьми выразительно произносит слова из сказки : ” Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”.
Разыгрывание повторяется несколько раз с желающими детьми.
– А хотите узнать, чем закончилась сказка? (Чтение окончания сказки.)