Ирина Трофимова
Открытый урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
2. Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
3. Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
4. Продолжать учить работать в парах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Публикация «Открытый урок обучения грамоте в 1 классе по теме „Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– учиться высказывать своё мнение
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других
– выразительно читать текст
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
– учиться работать в паре
Оборудование:
• презентация «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»;
• компьютер, экран;
• цветы из малиновой и синей бумаги, цветы из газетной бумаги, лист с изображением вазы.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вздохнем
И работать все начнем.
2. Актуализация опорных знаний
- Отгадайте загадки:
Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(ромашка)
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
(одуванчик)
Лик пахучий
А хвост колючий.
(роза)
Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(мак)
- Назовите одним словом? (Цветы.)
- Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня. (Слайд 2)
- Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие - согласные.)
Работа по ленте букв :
- назвать гласные буквы (что их объединяет)
- какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
- какие гласные могут обозначать 2 звука? Когда?
- назвать буквы в синих цветах (какие звуки они обозначают)
- назвать буквы в зеленых цветах (какие звуки обозначают они)
- Какие еще вы знаете «цветочные» слова? (Цветочек, цветик, цветной, цветочный, цветет.)
3. Постановка цели урока.
- С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)
- Как думаете, чему будем учиться?
- Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.
4. Работа над новым материалом.
- Ребята, а в букете записка! Давайте ее прочтем. (Слайд 3)
- Куда нас приглашают?
- А кто – угадайте.
Я веселый коротышка,
Хоть и ростиком малышка.
Я люблю озорничать,
И картины рисовать.
Могу музыку писать,
На трубе большой играть.
Ну-ка, кто я, угадай-ка!
А зовут меня … (Незнайка.) (Слайд 4)
- Знаком вам этот герой?
- А кто автор произведений о Незнайке? (Носов.)
- Верно, Носов написал замечательные книги о приключениях Незнайки и его друзей. Отправимся к нему в гости?
1. Называние опорного слова
- А поедем мы сегодня в карете. Но чтобы карета поехала, нам нужно составить схему слова цветы.
2. Выделение нового звука, его анализ (с использованием схем).
(Приготовили схемы) – 1 ученик у доски
- Произнесите слово по слогам. Сколько слогов? (Два слога.)
- Назовите первый слог (цве-, второй (-ты).
- На какой слог падает ударение? (На второй.)
- Выделите слоги-слияния. (Ве, ты.)
- Какое слияние содержит мягкий согласный звук? (Ве.)
- Назовите звук вне слияния. ([ц]) (Слайд 5)
- Давайте проанализируем новый звук. Какой он? (Согласный, глухой непарный, твердый.)
- Молодцы! А еще этот звук особый. Он не имеет пары по твердости-мягкости. Звук [ц] – всегда твердый.
- Ну, вот наша карета поехала, и путешествие началось. Пока мы летим, давайте потренируемся произносить новый звук.
3. Артикуляция и фонетическая зарядка.
- Посмотрите в окно кареты. Кого вы видите? Правильно, цыплят.
- Как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)
- А кто сможет быстро произнести скороговорку?
Жили-были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Цыпцыцони.
- Потренируйтесь произносить ее в парах, расскажите друг другу.
Разучивание скороговорки.
Физкультурная минутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел.
4. Упражнение в восприятии нового звука на слух.
- Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц].
• Отец, щука, кольцо, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь, щавель, цирк.
5. Обозначение звука буквой.
- За работой мы и не заметили, как приехали в город.
На доске надпись: веточный город.
- Прочитайте его название. Чего не хватает? (Буквы Ц.)
- Давайте с ней познакомимся. (Слайд 6)
- На что похожа буква Ц? (Слайд 7-8)
- Теперь мы можем поставить букву Ц на ее место в названии города. А нас уже встречает Незнайка. Он что-то хочет сказать. (Слайд 9)
6. Чтение слогов-слияний.
- Поможем Незнайке? (Слайд 10)
- Что заметили? (Нет слияний с буквами я, ё, ю.)
- А почему? ([ц] – всегда твердый.)
7. Чтение слов с дополнительными пометами.
Умницы! А помните, Незнайка любил изучать разные профессии? Он похвастался, что теперь хочет стать кузнецом. А вы знаете, кто такие кузнецы и чем они занимаются? (Из раскалё нного куска железа они куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи. Это тяжелая профессия.) (Слайд 11)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 51. Что общего на фотографии и на рисунке?
- Давайте прочитаем слова в учебнике на странице 51 (ученики читают слова с дополнительными пометами).
Чтение стихотворения С. Маршака.
- Для чего подковывать лошадей? Найдите слова с буквой Ц.
- Очень хорошо! Устали? Пора отдохнуть!
Физкультурная минутка (музыкальная).
- А теперь – сюрприз! Незнайка приглашает нас отдохнуть… а где – угадайте! (Слайд 12)
- Куда мы попали? (В цирк.)
- А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?
- Кого можно там увидеть? Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 50, она поможет вам ответить на вопрос. Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца,.)
- Где происходит действие в цирке? (На арене.)
- Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)
8. Чтение текста.
- Давайте узнаем, чем заняты животные в цирке
- В каком предложении выражается отношение к цирку?
- А теперь покажем Незнайке, как хорошо мы научились читать (чтение 2-3 ребят)
5. Закрепление.
- Мы сегодня очень хорошо поработали. А хотите поиграть? Незнайка принес нам целый букет игр. (Слайд 13)
1. Игра «Что кому?» (Слайд 14)
Нужно соотнести профессии и необходимые в работе предметы
• Голубцы
• Цветы.
• Цифры.
• Ножницы
• Цыплята. • Продавец.
• Портниха.
• Повар.
• Математик.
• Птичница.
2. «Отгадай загадку».(Слайд 15)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок.)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
3. «Составьте слово». (Слайд 16)
(Положить перед собой кассу букв)
Из первых букв названий предметов нужно составить новое слово.
Цыфра цыпленок
Индюк цирк ваза
Рак енот цветок
Кот торт
ослик
книга
6. Обобщение.
- Какие вы сегодня молодцы! Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве и выясним, куда же мы поселим букву Ц на «ленте букв». (Слайд 17)
- Незнайка благодарен вам за помощь и говорит: Спасибо!
7. Итог урока, рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? Что не понравилось?
- Возьмите цветок и опустите его в воду. Если цветочек раскроется, значит вы замечательно потрудились на уроке. (Небольшие цветы вырезать из газетной бумаги, каждый лепесток согнуть к средине цветка, с обратной стороны поставить точку карандашом. Стороной с точкой класть в блюдце. Цветок от воды открывает лепестки.)