Тарусова Марина
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка в 3 классе
Учебный предмет: русский язык
УМК: «Школа России»
Тема: «Что такое приставка?»
Тип урока : открытие новых знаний
Задачи урока : формирование понятия «Приставка», работа над выделением приставок; сравнением и подбором родственных слов.
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 3 классе „Приставка“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Формировать представления о приставке как о значимой части основы слова, находить и выделять приставки в словах; образовывать с помощью приставок новые слова; понимать смысл соответствующих терминов;
Метапредметные:
Познавательные УУД
1. Учить определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию.
2. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
3. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
4. Ставить и формулировать проблему.
5. Принимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить ее в словесную.
Коммуникативные УУД:
1. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
2. Обогащать и активизировать словарный запас.
3. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свое мнение.
4. Формировать работу в группе, договариваться друг с другом.
Регулятивные УУД:
1. Учить определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2. Понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для ее решения.
3. Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать ее.
Личностные:
1. Формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку.
2. Активизировать деятельность учащихся посредством разнообразных заданий.
3. Воспринимать речь учителя (одноклассников)
4. Продолжать учить навыкам самоконтроля и взаимного контроля
Дидактическая задача соответствует отобранному содержанию, а содержание урока соответствует программе и учебнику.
Материалы: учебник, тетради, проектор, презентация к уроку, карточки с заданием.
Ход УРОКА
1. Эмоциональный настрой (1 мин.).
Давайте начнем наш урок с такого высказывания:
С удачи начинается успех!
Слайд 1.
Как вы понимаете эту поговорку? Какие маленькие удачи могут быть на уроке? (получить хорошую отметку, хорошо усвоить материал урока, правильно выполнить задания и т. д.) Пусть эти слова будут сегодня нашим девизом. Я уверена, что удача улыбнется всем вам, но для этого необходимо потрудиться!
1. Актуализация ранее изученного.
Чистописание.
Прочитайте пословицы. Что общего у этих пословиц?. Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.
С ложью правда не дружит. В дружном коллективе дела спорятся. Умей дорожить дружбой.
Давайте дадим определение: Корень – это…
2. Словарно-орфографическая работа.
-Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова. Мы уже умеем определять в словах окончания, поэтому сегодня я буду говорить слова в форме единственного числа, а вы будите записывать эти слова в форме множественного числа и выделять окончания.
Береза, дорога, помидор, огород, ракета, девочка,
3. Постановка проблемы (сообщение темы и цели урока)
(Слайд 2)
пришел дошел
ушел прошел
вышел перешел
Обратите внимание на эти слова. Можно ли их назвать родственными? Какой общий корень в этих словах? Чем они отличаются? Может кто-то знает как называется эта часть слова, которая стоит перед корнем?
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить. Сформулируйте тему урока.
4. Ознакомление с новым материалом.
Возьмем два примера:
Ушел
Вошел
Составим с этими словами предложения :
Сережа ушел из школы.
Сережа вошел в школу.
Имеют ли эти предложения одинаковое лексическое значение (предложения говорят о разном). Слова: ушел, вошел тоже имеют разное значение.
Ушел – покинул определенное место
Вошел - оказался внутри определенного места
У этих слов общий корень - шел.
Таким образом, можно сделать вывод, что часть перед корнем служит для образования новых слов и называется приставкой.
Слайд 3
5. Первичное закрепление знаний
Откройте учебник на странице 84.
Прочитайте сведения о русском языке. Что такое приставка? Для чего она служит? Приведите примеры слов с приставками. Прочитайте правило еще раз. Закройте учебник, повторим хором.
6. Игра: «Не ошибись»
- Я буду читать пары слов, а вы встаете – если это однокоренные или формы слова, а если это совершенно разные слова – вы тихо сидите.
Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, море –морж, дом-домашний, дом-дым, вода- водяной, пять-пятно, царь-царевна, лист-лисенок,
школа – школьник, ёж-ежевика, водичка-водитель.
Упражнение 154
Прочитайте. Рассмотрите таблицу с приставками. Найдите приставки, которые пишутся с буквой о.
Найдите приставки, в которых пишется буква а.
Прочтите приставки с буквой е.
Как пишутся приставки? (приставки пишутся одинаково)
Давайте поупражняемся в образовании новых слов с помощью приставок.
Слайд
Отгадайте загадки. Запишите отгадки и выделите в словах приставки.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(подорожник)
За грибами мы пошли
На рассвете розовом.
В белой рощице нашли
Крепкий. (подберёзовик)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(подосиновик)
7. Самостоятельная работа
У каждого на парте есть карточки по вариантам. Возьмите их. Выполните задания.
8. Рефлексия
Продолжите фразу…
Я узнал…
Я понял.
Я научился…
Домашнее задание.
Составьте 3 предложения, употребив в них глаголы с приставками.