Яна Жигачева
Открытое занятие «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, физическая культура, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.
Задачи с интеграцией образовательных областей:
«Познание» - продолжение знакомства детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о дымковской игрушке. Побуждение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции, разнообразием элементов.
Публикация «Открытое занятие „Подарок из Дымково“ с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
«Социализация» - продолжить развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, учить выполнять совместные действия, воспитывать умение слушать педагога и друг друга.
«Физическая культура» - предупреждать утомляемость воспитанников, удовлетворять потребность детского организма в двигательной активности, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение координировать речь с движениями.
«Коммуникация» - продолжать работу по активизации словарного запаса детей, познакомить с новыми словами: «Окунать», «Пластичный», «Податливая».
«Художественно-эстетическое развитие» - совершенствование умения передавать в рисунках образы дымковской игрушки. Привлечение внимания детей к отличиям от других росписей: гжельской, хохломской.
Материалы и оборудование: Иллюстрационный материал, мнемотаблица; глина (влажная и сухая, молоко, мел, песок, стакан воды, Дымковские игрушки, заготовки из фанеры «Конь» для раскрашивания, кисти, гуашь, ватные палочки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, загадки и стихи о дымковской росписи, беседа об истории создания дымковской игрушки.
Стук в дверь, вносят яркую красивую коробку.
Воспитатель: Дети как вы думаете, что это -O-
Дети предполагают свои версии…
Воспитатель: А посмотрите внимательно на коробку, видите узоры? На какую роспись похоже?
Дети: Дымковская роспись.
Воспитатель: Правильно! А как вы поняли, что это именно дымковская роспись? Чем она отличается от других?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы! Но что же там внутри? О, записочка….Да тут загадка!
Он себя, хоть не летает
Важной птицею считает,
Но красавцу все вокруг
Говорят, что он…. (индюк)
(Открываем коробку, а там дымковские игрушки)
Воспитатель: Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретится чудо мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центром народных промыслов. И вот мастера из Дымково прислали нашему садику такой подарок!
(Показываю игрушки)
Дымковский индюк хорош! Лучше в мире не найдешь! Красный, синий, золотой - Вот такой весь расписной!
Дымковская барышня Ходит не спеша. Ею все любуются - Ах, как хороша!
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
(В. Фофанов)
Ласково и нежно в народе называют эту игрушку - Дымка. Откуда же такое удивительное название -O- Сейчас мы с вами выясним!
(На столе полуфабрикаты игрушек, кусочки влажной глины, сухая глина, мел, молоко, вода в прозрачном стакане, песок, также для того чтобы сбить детей с толку, стоит в стакане чай, цветная вода, кефир)
Воспитатель - для того, чтобы слепить игрушку, готовили глину. Ребята, кто мне может показать из чего?
Один ребенок показывает на стаканы с глиной, песком и водой.
Воспитатель - Потом лепили игрушки, кто и как?
Дети - Женщины зимой и по частям.
Воспитатель - С готовой игрушкой как поступали?
Дети - Сушили, а потом обжигали в печи.
Воспитатель - А из печей шел дым, поэтому село назвали как?
Дети - Дымково.
Воспитатель - Игрушка была какого цвета?
Дети - Красно-коричневая.
Воспитатель - А чтобы она стала белой, что делали?
Дети - Окунали в раствор молока и мела
(Повтор слова "окунали")
Воспитатель - Затем снова сушили, а потом украшали, расписывали. На белый цвет хорошо ложились краски. Игрушки снова сушились.
А чтобы игрушки блестели, их.
Дети - Покрывали белком и снова сушили.
Воспитатель - Игрушка готова. Она получилась сказочная, веселая.
Как вы думаете, ребята, легко изготовить дымковскую игрушку?
Дети - Трудно и долго.
Воспитатель - Значит как нужно обращаться с игрушками?
Дети - Бережно
Воспитатель - Ребята, мастера- умельцы приготовили нам глину, чтобы мы лучше с ней познакомились.
Как узнать, тяжелая глина или легкая?
/проводим опыт - один ребенок опускает комочек глины в стакан с водой/
Дети делают вывод: глина тяжелая, так как тонет в воде. - Твердая или мягкая глина?
Исследуют комочек влажной глины.
Вывод: влажная, сырая глина - мягкая, пластичная, податливая.
/повтор слов «пластичная, податливая»/
Исследуют кусочек сухой глины. Вывод: сухая глина - твердая.
- Хрупкая или прочная глина?
/ Опыт: ломают кусочек сухой глины руками/
Вывод: глина хрупкая.
Вывод: Как нужно обращаться с глиняными игрушками? Почему?
(Бережно, они хрупкие, могут сломаться).
/Дети вытирают руки/
Воспитатель – а теперь давайте немного разомнемся!
Физкультминутка (Дети шагают на месте,высоко поднимая колени, загибают пальцы по очереди)
Кони гуляют гурьбой на лугу.
Я всех коней перечислить могу:
Черный как уголь, белый как снег,
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый, весь в яблоках, с гривой седой,
Конь шоколадный, совсем молодой.
Кони пасутся у речки гурьбой,
Их посчитаем еще раз с тобой:
Черный как уголь, белый как снег,
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый, весь в яблоках, с гривой седой,
Конь шоколадный, совсем молодой.
Воспитатель приглашает детей сесть за столы, на столах заготовки лошадок, раскрашенные в белый цвет. Также краски, кисточки, ватные палочки.
Воспитатель - Ребята, у нас на столе лежать такие маленькие лошадки, теперь давайте попробуем их превратить в настоящие дымковские игрушки, а потом подарим нашим малышам из ясельной группы, чтобы они тоже узнали немного о Дымке.
Узоры очень простые: это прямые и волнистые линии, кружочки и овалы, горошины и точки.
(Дети раскрашивают лошадок, а потом идем в гости к малышам из ясельной группы).