Наталья Цыряпкина
Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким.
Задачи:
Образовательные:
-активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
Развивающие:
-развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Моя семья“ для старшего дошкольного возраста, Составление генеалогического древа» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Генеалогическое древо. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, с опорой на мнемотаблицу ;
-развивать умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье;
- развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление;
-расширить представления детей о членах семьи и родственных связях;
-развивать речь, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, творческие способности.
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
-воспитывать желание заботиться о своих близких.
Материал и оборудование: проектор, магнитофон с аудиозаписью песни «Моя семья», презентация к занятию, генеалогические древа, схема для составления рассказа, картон, цветная бумага, клей, свеча, мяч, клубок ниток.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; составление и оформление генеалогического древа своей семьи, беседа по семейным древа; рассказы детей о членах своей семьи; чтение художественной литературы, обсуждение пословиц о семье, рисунки детей на тему «Моя семья».
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель заводит детей в группу.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются с гостями).
Становитесь в круг, ребята.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
-Ребята, с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня! Присаживайтесь.
-Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жил-был мальчик, который жил один-одинешенек на свете. (Слайд 2). А как вы думаете бывает так, что у человека никого нет (ответы детей)
Дети: нет, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: тогда мы изменим сказку, и у нашего мальчика появятся замечательные, любящие родственники( Слайд 3). А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Дети: семья.
Воспитатель: правильно. Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников (родня) – значит у него большая семья!
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Основная часть.
-Воспитатель: а знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Все члены семьи связаны друг с другом как будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)
Поиграем в игру «Назови родственников».
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
-Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье. (Слайд 4)
Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»?
Игра «Назови пропущенное словечко».
Воспитатель: ребята, я буду зачитывать пословицы с пропущенными словами, а вы постарайтесь узнать, какие слова я пропустила, и назовите их.
«При солнышке тепло, при (матери) – добро».
«Нет милее дружка, чем родная (матушка)».
«Дерево держится корнями, а человек (семьей)».
– А как вы понимаете смысл этих пословиц? Какие вы молодцы!
Упражнение «Из семени в дерево».
Воспитатель: давайте, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево»
-Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, а вы будете семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой, удобряю, пропалываю… (поглаживает по голове).
С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются).
Растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются,появляются листочки и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
Ребята посмотрите, какой у нас чудесный, волшебный сад! У нас в саду открылась выставка родословных деревьев «Моя семья».
Дети, посмотрите на свои деревья, почему они необычные, чудесные? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья.
- Вместе с родителями вы составляли своё родословное дерево.
- Какая часть у дерева считается главной? (Корень.)
- А в семье кто главный? (Тот, кто старше.) Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом.
Кто хочет рассказать о своей семье? (рассказ по родословным древа с опорой на мнемотаблицу).
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! У вас очень интересные рассказы о ваших семьях. Но у нас мало времени. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и расскажем остальным детям нашей группы о своих семьях. Давайте с вами поиграем?
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (наклоны туловища вправо, влево)
Деда, бабушка, и я! (повороты туловища влево, вправо)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Пальчиковая игра «Дружная семья».
Раз, два, три, четыре, (ребенок сжимает и разжимает кулаки)
Мы посуду маме мыли (потереть одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибаем пальчики начиная с большого пр. р.)
Мы посуду маме мыли, (потереть одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Носик чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали (загибаем пальчики начиная с мизинца лев. р.)
Вот как маме помогали! (сжимаем и разжимаем кулаки)
Игра «Какая ваша семья?»
Воспитатель: а сейчас поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу клубок называя слова.)
Дети:родная,дружная,счастливая,трудолюбивая,хозяйственная,спортивная,ку-льтурная,крепкая,жизнерадостная,гостеприимная,здоровая.
Психогимнастика «Семья».
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Вера радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Илья? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Воспитатель: теперь давайте вспомним про нашего мальчика, помните у него есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом, где они все счастливо будут жить!
Групповая аппликация «Дом».
Звучит песня «Моя семья» гр. Непоседы. На экране картинка дома.
Воспитатель: давайте подойдем к столу, здесь разложены детали дома, их нужно наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом (инструкция: сначала наклеивается основа дома, затем наклеивается крыша, потом окна и двери, наклеивается все в определенной последовательности, аккуратно и красиво)
-Какие вы все молодцы, ребята! У нас получился красивый городок, нашей семье будет в нем жить уютно и хорошо. (Слайд 5)
Заключительная часть
Воспитатель: Чем мы должны дорожить? Кого больше всех любить?
Стихотворение «Семья» (Слайд 6)
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Дети, возьмите друг друга крепко за руки.
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Звучит спокойная мелодия.
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а пламя от свечки обязательно донесёт их до ваших близких. (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье (Здоровья,счастья, радости, благополучия…» гаснет свет, дети передают свечку друг другу).
Воспитатель: Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая и крепкая семья. Чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.