Елена Тыхтылова
Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога «Путешествие в мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Учить определять эмоции по основным выразительным средствам: мимике, жестам, интонации;
-Формировать представление о возможных причинах возникновения чувств;
-Развивать восприятие, память, мышление, внимание, смысловые аналогии;
-Развивать творческое воображение, фразовую речь при ответах на вопросы;
-Формировать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом;
-Обогащение опыта трансформации негативных чувств и эмоций в позитивные, умения управлять негативными эмоциями;
-Создавать благоприятный эмоциональный климат в группе.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога „Путешествие в мир эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Используемое оборудование:
Пиктограммы с изображениями основных эмоций (радость, грусть, злость, интерес, страх, удивление, магнитофон и кассета с записью музыки: веселой и грустной; разноцветные кусочки ткани: красная, черная, коричневая, зеленая, желтая, синяя, оранжевая (15х15 см); карточки к игре «Азбука настроения», волшебный кубик с пиктограммами, голубые атласные ленточки, кусочки овощей и фруктов (лимон, лук, чеснок, виноград, мандарин, яблоко).
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Сегодня утром у дверей кабинета я обнаружила очень интересное послание. Послушайте его:
Помогите мне, милые дети,
Я несчастнее всех на свете.
Это страшное невезение,
У меня пропало настроение.
Я пошел бы искать другое,
Но не знаю, что это такое… ваш Незнайка.
Вы знаете, ребята, мне его очень жаль. Я считаю, что мы с вами должны помочь ему. Вы готовы? Очень хорошо! Тогда мы должны провести настоящее детективное расследование. Проведем мы его с помощью сказочных персонажей, которые у нас сегодня в гостях, со своими играми и заданиями. Вы готовы стать настоящими сыщиками? Спасибо, я не ошиблась в вас. Итак, прежде чем начинать поиск, мы должны определить, что мы ищем.
- Что такое настроение? (это то, как ты себя чувствуешь).
- От чего оно зависит? (от того, что ешь, с кем играешь, от погоды)
- Может ли быть так, чтобы у человека не было никакого настроения? (нет, все равно ты себя как-то чувствуешь, даже когда спишь)/ответы детей обобщаются и делается вывод /.
- Как мы можем определить настроение (эмоции) человека или показать свое настроение? (по его лицу (мимике, жестам, интонации.
Мы начинаем свое расследование и посмотрим как вы умеете определять эмоциональное состояние других людей.
Игра «Разрезные Пиктограммы»
Разбейтесь, пожалуйста на пары, соберите разрезные картинки, угадайте и назовите эмоции.
Упражнение «Герои сказок»
Детям предлагается назвать веселых героев сказок (грустных, сердитых, испуганных, удивленных, радостных, спокойных).
Веселые герои: Карлсон, Буратино, Чипполино, Капитошка….
Сердитые Герои: Карабас барабас, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Волк, Баба Яга, Умывальник, Крокодил…
Грустные Герои: Иа, Пьеро, Аленушка….
Испуганные (трусливые) герои: Пятачок, Заяц, семеро Козлят, поросята, Ниф-Ниф, Наф-Наф….
Удивленные герои: Малыш, Незнайка….
Игра «Скажи по разному»
Дети образуют круг. Ведущий стоит в центре и рассказывает про своего знакомого гнома, которого зовут Ах.
Ребята, к нам в гости пришел сегодня замечательный гном, его зовут Ах.
Когда гном радуется, он представляется так…. (ах с интонацией радости).
Когда гном грустит, он говорит так (ах с интонацией грусти). Когда гном удивляется, он говорит так…. (ах с интонацией удивления). Когда гном боится, он говорит так…. (ах с интонацией страха). Когда гном злится, он говорит так…. (ах с интонацией гнева).
Упражнение «Цвет и настроение»
Ребята, в стране эмоций идет сказочный дождь, он необычный-цветной. Пожалуйста, попробуйте каждой капельке подобрать подходящую эмоцию.
Красный-радость
Синий-грусть
Черный-злость
Коричневый-испуг, страх
Зеленый-спокойствие.
Упражнение «Музыка и настроение»
Музыка тоже может передавать разные эмоции. Сейчас она зазвучит, а вы попробуйте жестами передать характер музыки.
Игра «Боба-зоопарк»
Ребята, а сейчас я расскажу вам историю про мальчика Бобу, но некоторые слова произносить не буду, а вместо слова буду показывать картинку, которую вы должны назвать, попробуем?
Это (мальчик) Боба
(Ребята) зовут его боба-зоопарк. А почему?
На переменах в (школе) он задирается, как (петух).
А на уроках у (доски) молчит, как (рыба).
Зато дома на бабушку рычит, как (лев).
С сестрой Нюськой он – (крокодил).
А перед папой дрожит, как (заяц).
Но вокруг мамы (мальчик) ходит, как (лиса,
Потому что мама покупает ему (игрушки).
Вопросы:
-Почему Бобу прозвали «Боба-зоопарк»? (каждый раз он похож на разных животных, автор сравнивает поведение мальчика с их характером)
-На какого животного становится похож мальчик, когда боится? Злится? Хитрит? Молчит? Задирается?
Умеет ли мальчик управлять собой?
Беседа
Ребята, бывает так, что некоторые ребята не умеют управлять своими чувствами, не умеют справляться с ними, и от этого они могут попадать в неприятные ситуации, выглядеть нелепо, или совершать нехорошие поступки.
Например, когда человек испытывает положительные эмоции такие как радость, удивление, спокойствие, он будет проявлять хорошие качества характера: доброжелательность, честность, щедрость, смелость, отзывчивость.
1. Упражнение «Добрые поступки»
Ребята, у меня есть картинки с изображением разных ситуаций. Давайте выберем только те, на которых дети проявляют хорошие качества характера.
А если человек испытывает отрицательные (неприятные, нежелательные) чувства: испуг, грусть, злость, то человек может проявлять не хорошие качества характера такие как обиду, жадность, трусость, злобу, грусть, унынье, плаксивость. Мы можем стать раздражительными, беспокойными. Можем обидеть плохим словом, плохим поступком, рассказать чей-то секрет….
А теперь выберите только те, на которых дети проявляют нежелательные, плохие качества характера.
Например как эта девочка…
Злая девочка Людмила
Сильно мальчика побила
И, дергая за волосы,
Кричала страшным голосом.
Кошке прищимила лапу.
Папину измяла шляпу.
И бабушку толкнула,
И маму ущипнула.
Испортилась от злости…
Не ходят к злюке в гости.
Ее боятся люди.
Пойдем мы к этой Люде?
Ребята, какая Людмила? Она всех обижает, бьет. Это еще один пример неумения управлять своими эмоциями. Хотелось бы вам изменить Людмилу? Помочь ей подружиться, стать добрее и ласковее?
Поэтому нужно уметь управлять своими эмоциями. И сейчас мы попробуем этому учиться.
Упражнение «Гном и настроение»
Гном Ах очень любит учиться! Но самое удивительное у гнома - это его мысли. Они бывают очень разные. Иногда мысли гномика похожи на праздничный салют - яркие, быстрые, как разноцветные искорки, и тогда они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется таким разноцветным, как вода в этом стакане (бросает в стакан блёстки и палочкой их размешивает). В такие моменты у гнома замечательное настроение!
- Ребята, у вас бывает такое настроение? Когда?
/Ответы детей/
- Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в хорошую, летнюю погоду – спокойные, тихие и очень-очень светлые. Когда мысли Гномика такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно (взять стакан с чистой водой). В это время его настроение похоже на чистую воду и мысли у него ясные и “чистые”. Тогда Гномик чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит.
- А такое настроение, когда у вас бывает? - Что вы делали? - О чём думали?
/Ответы детей/
- А иногда он чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что–то неприятное и мрачное. И тогда мысли Гнома похожи на мутную лужу в плохую погоду (взять стакан с водой и высыпать в него глину).
- А вам случалось быть в плохом настроении? От чего оно было плохим?
Гном долго думал и понял в чем секрет, хотите узнать?
- Представьте себе, что вам подарили новую игрушку, которую вы очень хотели. Посмотрите друг на друга – какая эмоция на наших лицах? (Радость, удовольствие)
- А теперь представьте, что вредный невоспитанный ребенок сломал эту игрушку. Посмотрите друг на друга – какая эмоция сейчас на наших лицах? (Злость, печаль, горе, обида)
Это и есть секрет гнома - наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.
- Гномы прислали вам, ребята, в подарок эти волшебные мешочки. В этот мешок мы положим грусть, злость, обиду, страх завяжем его покрепче, хорошенько сомнем, разорвем и выбросим в мусорную корзину. (черный мешок)
Мешок идет по кругу и все стряхивают в него негативные эмоции и чувства (Проговаривают вслух, что они кладут в мешок).
- А в эти яркие, нарядные - веселое настроение и эмоции радости, удовольствия, спокойствия, удивления и оставим их себе. С радостью жить светло, тепло и приятно. А когда нам вдруг станет грустно, мы откроем мешочек и достанем из него хорошее настроение. Только не забудьте улыбнуться и представить что-то очень хорошее, прежде чем откроете мешочек.
Упражнение «Бусы»
Дорога нас привела к коробочке с бусами. Ребята, какое важное слово – доброта. Сейчас мы с вами соберем бусы доброты. Каждый из вас должен сказать какое –то доброе ласковое слово своему соседу и нанизать бусинку (хороший, добрый, ласковый, красивый, щедрый, отзывчивый).
Этими бусами можно пользоваться тогда, когда ты рассержен или грустишь, жадничаешь и сразу подобреешь. Одели бусы и сразу прогнали отрицательные эмоции.
Упражнение «Волны»
Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: «Представьте себе, что вы волны. В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Будем двигаться, как будто мы волны, так же как и они, журчать, улыбаться, искрясь на солнце. Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
Совет 1. Возьми себя в руки.
Как только почувствуете, что так и не терпится кого-то обозвать, толкнуть, выкрикнуть, когда надо помолчать (это у вас не получается) – надо доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди – это «поза сдержанного человека». Давайте попробуем.
Совет 2 Прижми язычок.
Когда чувствуешь, что наружу рвется вскрик, а надо заставить себя сдержаться, промолчать – посмотри на что-то совсем маленькое и прижми язычок, вот так…Показать.
Упражнение «Вежливо-невежливо»
И еще у нас осталась игра, которая напомнит вам о правильном поведении. Я буду произносить фразы. Если то, что я скажу, -вежливо, нужно хлопать, если нет – качать головой, молчать.
Фразы:
Поздороваться вежливо.
Наступить на ногу и не извиниться.
Перебивать во время разговора.
Соблюдать на занятии тишину.
Поблагодарить за подарок.
Пропустить вперед девочек.
Сказать, уходя домой, «До свидания».
Громко кричать.
Помочь поднять упавшую вещь.
Обозвать обидным словом друга.
Стала доброю Людмила.
Всех соседей удивила:
Не плачет, не дерется,
Не рвет и не плюется.
Танцует и смеется,
И все ей удается.
Рефлексия
Вот теперь вы сможете многое рассказать нашему незнайке о чувствах, настроениях.
Какие эмоции вы знаете? Что может случиться, если не уметь управлять своими эмоциями?
Как можно управлять эмоциями? Или прогнать от себя такие эмоции как гнев, грусть, страх?
Думать о хорошем, чаще говорить добрые слова, чаще обнимать друг друга, чаще помогать другим, быть вежливым.