Наталья Вакула
Открытое занятие по обучению грамоте «Письмо от дедушки Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Подарок от Дедушки Грамотея»
Цель: Создание условий для, знакомства со звуком [ З ], определения какой это звук (гласный или согласный); развития памяти, мышления, воспитания отзывчивости, дружелюбия.
Задачи:
• Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов с заданным звуком [З]
• Способствовать умению называть группу предметов одним словом; называть слова подходящие по смыслу в стихотворениях.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
• Закреплять представления детей о животных, обитающих на территории Республики Алтай
• Воспитывать бережное отношение к природе
• Воспитывать доброжелательные отношения, поощрять желание оказать помощь.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Игрушка кукла, фланеграф, волшебный сундучок, ларец, картинки животных Республике Алтай, картинки с изображением предметов (одежды, посуды, инструментов, замки 5шт разного цвета, ключи к замкам такого же цвета 5шт прикрепленным к ним заданием, письмо от Дедушки Грамотея, книга атлас Республики Алтай, зеркало, кубики, карандаши на каждого ребенка, листок с заданием (на каждого ребенка, ларец с сюрпризом, проектор с показом картинок к игре доскажи словечко.
Ход занятия:
Дети заходят в группу
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Как вы думаете, зачем мы пришли в этот зал? (оглаядывается вокруг) Дети, посмотрите, к нам пришло очень много гостей. Поздоровайтесь, и подарите им свои добрые улыбки.
А посмотрите, может к нам еще кто то пришел в гости (дети обращают внимание на куклу сидящую на стуле перед ними, а в руке у неё воздушный шар).
Воспитатель. Ой почему то мне кажется, что она плачет. Наверное ей нужна какая то помощь Давайте спросим у неё. (кукла шепчет на ухо)
Воспитатель. Ребята кукла сказала, что её зовут Маша, она несла для вас Волшебный сундучок и письмо от Дедушки ГРАМОТЕЯ из страны Грамматики. Волшебный Сундучок вот (на фланеграфе на ней 5 замков, а вот письмо она потеряла в нашей группе и найти не может, она просит вашей помощи.
Воспитатель. Сможете ли вы помочь Маше (ответы детей) находят посылку
Воспитатель: Ребята! Чтобы узнать что в Волшебном сундучке и как открыть его нужно почитать письмо Дедушки ГРАМОТЕЯ.
«Дорогие ребята!
Пишет вам Дедушка Грамотей из страны Грамматики! Рассказали мне мои помощники, что вы очень любознательные ребята и любите отгадывать сложные загадки, а также решать ребусы. Я прислал для вас подарок в Волшебном сундучке. Но сундучок необычный, а с пятью замками – загадками и без труда его не открыть. У каждого замка есть свой ключ. Чтобы найти ключи, надо лишь угадать, где они лежат. Волшебный помощник Невидимка спрятал ключи в вашей группе. Отгадайте мои загадки и выполните мои задания, только тогда вы сможете открыть Волшебный сундучок и увидеть, какой подарок я вам отправил. Успеха Вам!
С уважением Ваш Дедушка Грамотей.
Воспитатель: Вот так письмо мы с вами получили, не письмо, а целый ребус! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке Дедушки Грамотея? Будем искать ключики? (Ответы ребят)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. А где, он находится мы поймё м из загадки:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало!
Воспитатель: давайте внимательно, посмотрим где находится зеркало.
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: Ключ тот непростой, он волшебный золотой! На нём задание. На каждом ключе задание и прежде чем ключ откроет замок нужно выполнить задание. Справимся с этим заданием?
Задание №1.
Воспитатель: Надо назвать слова, где есть звук [З].
Дети: Зонт, зебра, зерно, звук, замок, арбуз, занавески, азбука, газета, змея, газель, магазин, язык ….
Воспитатель: Звук [З]. Давайте попробуем пропеть этот звук. З-з-з-з… Получается? А что препятствует выходу струи воздуха? (ответы детей нет зубы и язык)
Воспитатель
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам ключик, открывайте первый замок! Ребята, а как вы думаете к какому замку, подходит этот ключ? (к этому) А почему именно к этому? (потому что они одинакового цвета) Какого цвета, ключ и замок. (называют цвет)
(Один из детей «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Ребята, если вы справились с первым заданием, что нам делать дальше (ответы детей) воспитатель предлагает отгадать загадку и она подскажет где искать ключ:
Я строю все, что захочу!
Кладу кирпичик к кирпичу -
Построю я высокий дом
И поселю зверюшек в нем.
( Дети отгадывают: Строительные кубики. Находят ключ.)
Воспитатель вот нашли и второй ключик, давайте прочитаем какое задание нам нужно выполнить?
Задание №2.
А задание называется «Доскажи словечко» Дедушке Грамотею нравятся стихи. Решил сочинить сам но не смог подобрать слова. Давайте поможем нашему другу! (показ картинок ответов на экране)
1) Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
2) Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
3) Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
4) Сегодня все ликуют:
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные. (шары).
5) А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые. (огурцы).
6) У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
7) Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его. (арбуз).
Обратите внимания в слове арбуз есть звук З и в какой части слова он находится
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель. А этот ключик к какому замочку подойдет (к этому) Почему? (потому что ключик и замок синего цвета)
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием.
Воспитатель мы нашли два ключика, будим искать третий? Тогда слушайте загадку
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга!
Воспитатель: Книга не простая для того чтобы ее найти нужно вспомнить в какой республике мы живем (В республике Алтай) значит эта книга должна быть про Республику Алтай, попробуйте ее найти там и будет находится пятый ключ (дети находят книгу Атлас республики Алтай и ключ с заданием)
Задание №3
найди животных которые живут в наших лесах назови их по-русски и по-алтайски. (заяц, волк, медведь, лиса, жираф, марал, пингвин,)
Вот и третий ключ мы нашли. Открываем какой замок.?
Что делаем дальше
Воспитатель: А четвертый ключ будем искать вот где:
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
Ответ: Телевизор
( Дети отгадывают: Телевизор. Находят ключ.)
Вот, держите ключик! Мы уже открыли два замка! Давайте передохнём? Вы очень старались! Ребята, скажите в какой сказке герой тоже искал золотой ключик?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети выполняют движения, рассказывают стихотворение.)
Задание №4.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра Назави одним словом! (посуда, инструменты, ягоды, одежда)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» четвертый замок).
Воспитатель: Ребята сколько еще ключиков нужно найти чтобы открыть сундучок (один) и какого же цвета он должен быть (коричневого) и что же мы должны сделать (отгадать пятую загадку) слушайте внимательно.
Воспитатель: Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит ваш альбом.
Задание № 5
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где находятся карандаши!
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать.
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом пятый замок).
Воспитатель: Ребята, посмотрите Дедушка Грамотей нам гостинцев прислал.
Дети: Это конфеты, но их почему то много наверное это для всех ребят нашей дружной группы, если вы не жадные то обязательно должны поделится со своими друзьями! А что нужно сказать Маше, за то что она донесла вам этот сундучок, а Дедушке Грамотею за подарки и интересные загадки с заданиями.
Воспитатель. Ребята, наша подружка Маша устала с дороги и немножко вздремнула пока вы искали ключи. Вы не могли бы ей рассказать как вы справлялись с заданиями, и были ли они трудными, какие задания вы выполняли, какое задание вам больше всего понравилось?
Филиал детский сад «Ромашка» МБОУ «Усть-Коксинская СОШ»
с. Усть-Кокса
Организованная образовательная деятельность
Развитие речи
«Подарок от Дедушки Грамотея»
Воспитатель: Наталья Алексеевна
Вакула
Усть-Кокса, 2017