Ирина Юрьевна
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Слово. Предложение. В поисках Золотого Ключика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Слово. Предложение. В поисках Золотого Ключика».
Цель: закрепить понятие терминов «слово», «предложение».
Программные задачи :
• Закрепить работу по ознакомлению детей со словом и предложением;
• Совершенствовать знания детей по структуре предложений;
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Слово, Предложение, В поисках Золотого Ключика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Содействовать активному использованию детьми разного типа простых предложений (распространенное, нераспространенное);
• Формировать умение составлять схему 3-х составных предложений; формировать элементарное осознание языковой действительности (грамматической, синтаксической: составление простых предложений);
• Развивать слуховое и зрительное восприятие и память;
• Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимовыручку.
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка, ноутбук, мольберт, картина, снежинки, счетные палочки, ключ, книга. карточки для выкладывания схем предложения.
Предварительная работа :
- Работа по усвоению термина «слово», предложение»,
- Составление схем предложений из 2-3-х слов.
Ход:
Мотивационно - ориентировочный этап
В. Ребята поздоровайтесь, сегодня к нам пришли гости. А сейчас дети внимание слушаем только меня, смотрим только на меня. Появляется Точка. (Слайд 2)
Здравствуйте, ребята! Я - Точка, у меня случилась беда: я вышла из страны знаний, а злой Карабас-Барабас закрыл ворота на замок и спрятал ключ. И пока я не узнаю, что такое «слово» и что такое «предложение», он не отдаст мне ключ от ворот.
-Вы поможете мне? (Ответы детей). (Cлайд 3) Но Карабас очень коварный, ключ спрятал надежно и, чтобы его отыскать, вам нужно преодолеть трудный путь и справиться со сложными заданиями. Наш путь будет лежать через зимний лес, а снежинки подскажут дорогу.
Поисковый этап
Воспитатель: Ну, что, ж, Точка, мы, конечно же, поможем тебе и вместе отправимся искать ключ от страны знаний. А чтобы попасть в лес, нужно сказать волшебные слова :
1, 2, покружись,
В зимнем лесу очутись. (Слайд 4)
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, зимушка-зима!»
Весело зимой! Не хочется домой!
(Хлопают в ладоши.)
Но ветер приближается-
(Разводят руки в стороны.)
Вьюга начинается.
(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)
Крепчает мороз-
(Сжимают с усилием кулачки.)
Щиплет щеки, щиплет нос
(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)
Руки стали замерзать-
(Трут ладони.)
Надо их согревать.
(Дышат на ладони.)
Вечер приближается-
(Разводят руки в стороны.)
Темнота сгущается.
(Закрывают руками глаза.)
Нам домой идти пора.
(Пальчики «шагают».)
-До свидания! До утра!
(Машут рукой на прощание.)
Практический этап
Повторение и закрепление понятия «слово» :
Воспитатель: А вот и первая снежинка. (Стоит елка, на ней сидит белка).
-Посмотрите, кто это? (Белка) (Слайд 5)
-Что мы сейчас с вами произнесли? (Мы сказали слово-белка). -Что делает белка? (Сидит).
-Какое слово сейчас сказали? (Мы сказали слово-сидит). - Какая белка? (Рыжая).
- А сейчас что вы сказали? (Мы сказали слово-рыжая).
-Вот сколько много слов мы сейчас сказали с вами. Словами мы называем все то, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас и с нами, каждое слово что-то обозначает. Наша речь состоит из слов.
Составление предложений.
-Отправимся с вами дальше, здесь снова снежка. Теперь Карабас хочет, чтобы вы отгадали загадку, послушайте ее внимательно:
Летом ходит без дороги мимо сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
(Медведь). (Слайд 6)
Да, это медведь или мишка. Какое слово сейчас сказали? (Мишка).
-А что делает мишка, когда бывает очень злой? (Рычит).
- А сейчас какое сказали слово? (Рычит).
-Теперь, ребята, составьте, пожалуйста, предложение о мишке из этих слов. (Дети составляют предложение : Мишка рычит.)
1. -Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении два слова).
2. -А теперь скажите, какой мишка? (Косолапый).
3.-Какое теперь предложение можно составить? (Косолапый мишка рычит).
4. -Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении три слова).
5.-Какое первое слово; второе/третье? (Ответы детей).
-Предложения состоят из слов и мы должны понимать, что говорится в предложении. -Ну что, Точка, я думаю теперь тебе понятно для чего нужны нам слова.
-Дети из чего состоят предложения?
Физминутка «Я мороза не боюсь».
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Составление предложения по картине из 3-х слов. Выкладывание схемы предложения. - (Слайд 7).
Смотрите, ребятки, мы очутились с вами на лесной полянке, а вот и снежинка, посмотрим, что на этот раз приготовил для нас Карабас.
-Нужно составить предложение по картине из трех слов.
-Какие предложения у вас получились? (Ответы детей).
-А теперь составьте схему этого предложения. А помогут вам в этом снежные лесные тропинки. (Один ребенок составляет схему своего предложения на доске, остальные дети - на своих местах. Затем прошу детей проверить правильность выполнения задания. 2-3 детей прошу прочитать предложение по схеме).
-Назовите, сколько слов в предложении. Какое первое, второе, последнее слово? Как на схеме обозначено первое слово? (Уголком, потому что предложение начинается с большой буквы).
-Что стоит в конце предложения? (В конце предложения стоит точка).
Игра с мячом «Составь предложение». (Слайд 8)
-Молодцы! А теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем. Снежок прыгать мы заставим - предложения составим. (Бросаю мяч детям, произнося при этом несогласованные слова ( например: «Девочка играть»). Ребенок:, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.
Рефлексивно-оценочный этап. (Слайд 9, 10).
-Ну, вот, вроде бы все задания Карабаса мы выполнили, а ключ от ворот в страну знаний так и не нашли, неужели мы так и не сможем помочь Точке? Подхожу к накрытому мольберту. - Что это? (Книга)
-Правильно, книга-это источник знаний, написана она с помощью предложений. Каждое предложение начинается с большой буквы, а в конце стоит точка.
-Здесь есть потайной карманчик, посмотрим, что в нем. А вот ключ, который поможет тебе, Точка вернуться в свою страну, но прежде чем отдать тебе его, Ребята скажите, что мы узнала сегодня о слове и предложении? (Ответ детей).
Точка благодарит детей за помощь, прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, кому мы помогли сегодня с вами? - Все вы сегодня были большие молодцы, не испугались сложных заданий и отлично с ними справились!
-А теперь нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад, произнесем волшебные слова, чтобы оказаться в садике:
1, 2, покружись,
В садике вновь очутись.
Последующая работа:
Выставка детских рисунков «Моя любимая книга».