Татьяна Куранова
Открытое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для родителей «Твердые и мягкие согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.
Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.
Ход занятия:
Дружно улыбнемся,
За руки возьмемся.
Друг другу руки мы протянем,
Тепло сердец своих подарим.
Публикация «Открытое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для родителей „Твердые и мягкие согласные звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Логопед : Со сказкой мы уже встречались не раз,
И снова она придет к нам сейчас.
- Любите ли вы сказки? Почему?
- Садитесь на стулья, сказка начинается.
СКАЗКА О ЗВУКАХ
В одном бумажном замке жили братья – звуки.
Да-да, те самые, что слышатся нашими ушам
Жили в мире-согласии, пока один из них нагло не заявил: «Я самый нужный, я старший». Что здесь началось! Звуки подняли такой шум! Каждый начал хвастаться:
- Я кругленький и меня легко произносить,- произнес звук. (о).
- Нет, я. Хотя меня уже и труднее произносить, но я первый,- заспорил (А).
- Ой-ой, большой! А я умею гудеть, да и еще очень громко,- сказал звук (у).
Они так громко спорили, что разбудили мудрую фею. Собрала фея крикливых и голосистых. - А вы догадались, какие это звуки? (Да, это [а,о,у,е,ы,и. ]- гласные звуки)
- Да, назвала фея их гласными. А какой фишкой их обозначают? Почему? (Потому, что во время их произношения воздух свободно вытекает из открытого рта.)
Дети показывают фишку для обозначения гласного звука.
- А тех, что были тихие и спокойные, что не могли кричать и петь, а только шипеть, свистеть, шуршать, фея назвала как? (Согласными.)
2. Работа с наглядностью.
Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые. (картинки с тв и мягк звуками)
Соединили. кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?
Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.
Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?
2. Игра «Озорники».
Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку
Девочка поставила веник в уголь.
Дети положили книги на польку.
Мама налила молоко в баньку.
Бабушка для супа нарезала люк.
3. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)
Составим звуковую модель слова лук.
А теперь звуковую модель слова люк.
Сравните наши модели. Что заметили?
Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками. Родители тоже приглашаются к работе.
4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем». (с муз. сопровождением.)
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
подрыгаем, подрыгаем,
В ладоши мы похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками, потопаем,
Потопаем, потопаем.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
2. Игра «Поймай звук».
Я называю слова, вы их проговариваете и обратите внимание на первый звук в слове. Если он твёрдый, разведите руки. Если мягкий, хлопните в ладоши.
Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…
Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.
Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…
6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
2. Игра «Ремонт слов».
Попробуйте починить слова:
Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …
3. Беседа.
- Что вы знаете о звуках?
-Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?
7. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?