Чернышева Надежда Анатольевна
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Посылка с сюрпризом от Деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, умение находить ударный слог в слове). Выявить умение детей составлять предложения, группировать отдельные слова в предложение. Закрепить умение делить слово на слоги, умение считать количество слогов в слове. Формировать умения обобщать, классифицировать. Развивать мелкую моторику рук в умении складывать оригами.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Ход занятия : /Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточки с изображением Кота и Кита. Ребята, что нарисовано на этой картинке? (На доске висит картинка, обозначающая слово Кот.)
Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове кот?
Какой первый звук в этом слове?
Дети: звук [К], согласный звук.
Воспитатель: Какой согласный звук мягкий или твёрдый? Какой фишкой мы обозначаем этот звук?
Дети: Твёрдый согласный, обозначается синей фишкой.
Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?
Дети: звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Какой третий звук в слове кот?
Дети: Звук [Т], согласный твёрдый звук, обозначается синей фишкой.
(На доске висит картинка, обозначающая слово Кит.)
Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове кит?
Какой первый звук в этом слове?
Дети: звук [К], согласный мягкий звук.
Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?
Дети: зелёной фишкой.
Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?
Дети: звук [И], гласный звук, обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Какой третий звук в слове кит?
Дети: Звук [T] - согласный твёрдый звук, обозначается синей фишкой.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2. (Дети рассматривают картинку «Девочка читает книгу»).
Воспитатель: Наша речь состоит из предложений. Попробуйте придумать предложение по картинке. Из чего состоит предложение? Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Второе? Третье? Нарисуйте схему этого предложения. (Ребёнок рисует схему предложения на доске).
Воспитатель: А теперь вам нужно определить ударный слог в этих словах. А какой же слог мы называем ударным? Такой слог, при выделении которого голосом слово не меняется, звучит правильно. Определите ударный слог в словах.
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея :
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
( Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №3. Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом.
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в словах. Вы хорошо знаете, что в словах может быть один или несколько слогов. Посчитайте слоги в словах и возьмите на столе ту цифру сколько слогов в слове. А теперь давайте проверим, будем называть слова и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прихлопывать. (Дети делят на слоги с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №4. Игра «Что лишнее?»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)
- Помидор, картофель, морковь, яблоко. (яблоко)
- Ложка, вилка, нож, стул. (стул)
- Осина, берёза, клён, одуванчик. (одуванчик)
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №5. Упражнение «Дорисуй букву»
Дети дорисовывают недостающие элементы букв, чтобы получилась правильно написанная буква. (Дети выполняют задание на рабочих листах)
После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю вам сделать ответный подарок Деду Грамотею, подарим ему собачку, которую сделаем из бумаги, методом оригами. Собачка станет ему другом. (Дети складывают собачку методом оригами). А теперь
предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!