Лариса Кривенкова
Открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе Дифференциация звуков [Ш], [Ж]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для родителей в подготовительной к школе группе
Тема «Дифференциация звуков [ Ш], [ Ж],
Как Женя и Маша искали Пушка и Джека.
Цель: формировать дифференцированное представление о звуках [ш] - [ ж].
Публикация «Открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: закрепить навык различения звуков [ш] - [ ж] в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звуков в словах, образовывать притяжательные прилагательные; учить согласованию прилагательных с существительными, звукослоговому анализу слов; продолжать знакомить с правописанием сомнительных согласных; учить подбору к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки, работа над интонацией; закрепить представление о правиле правописания ЖИ – ШИ; учить преобразовывать слова, чтение слов и предложений, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
I. Оргмомент.
Выставляется картинка мальчик и девочка. Угадайте, как их зовут. В имени мальчика первый звук [Ж] - Женя, в имени девочки есть звук - [Ш] – Маша. Вопрос : о каких звуках сегодня будем говорить? [ш] - [ ж].
II. 1. Артикуляция звуков.
2. Характеристика звуков. Установление сходства между ними.
3. Развитие фонематического слуха.
а) игра «колокольчик». Дети поднимают колокольчик, если услышат слог со звуком [ ж] :
ЖА – ША – ШЛО – УЖЛ – ИЖЛ – ОШЛ – ЖЕ – ШУ – ШО –ЖО – ЖУ и т. д.
б) игра «светофор». Дети поднимают «светофор, если услышат слово со звуком [ш].
Послушайте, какими были Женя и Маша: послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные.
4. Дети выполняют задания: назвать картинки со звуками [ш] –
[ ж], назвать место звука в слове (начало, середина, конец).
Женя и Маша жили в доме. У них были кот и собака. Придумайте им клички со звуками [ш] - [ж] – Пушок, Джек. Однажды Джек и Пушок ушли из дома и не вернулись, они убежали в лес. Они встретили Мишку косолапого. Он обещал им помочь, если они ответят на вопросы.
5. Образование притяжательных прилагательных. Дети должны ответить на вопросы: Чей хвост? (лошадиный). Чьи лапы? (медвежьи). Чьи ноги? (лошадиные). Чьё ухо? (медвежье). Чья морда? (лошадиная, медвежья).
Мишка косолапый: «Идите к ежонку, он вам поможет».
Логопед. – на чём поедем? (на лошадке).
- Эй, лошадка, и-го-го! Но, лошадка, но-но!
Цок, копытца, цок-цок, гоп, лошадка, гоп, гоп.
Женя и Даша встречают ёжонка, он обещает им помочь, если они с ним поиграют.
6. Дид. игра «Измени звук» (с мячом).
Шитьё – житьё шалить – жалить
Нашивка – наживка тушить – тужить
Шар – жар машет – мажет
Луша – лужа шить – жить
Уши – ужи
7. Правописание сомнительных согласных:
Гараж, пляж, морж, нож, уж, ёж.
8. Подбор к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов со звуками [ш] - [ ж] :
а) лошадь, жеребёнок, ёжик.
б) шуметь, бежать, жужжать, дышать, жалеть, мешать, слушать, шить, жить, шуршать.
в) жёлтый, пушистый, шелковистый, оранжевый, желанный, смешной, шустрый.
9. Составление предложений по схемам. Работа над интонацией.
Ё ж: «Идите к жуку, он вам поможет, если вы выполните его задания и поможете ему».
Физминутка.
Я нашла себе жука на большой ромашке,
не хочу держать в руке, пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью,
улетел зелёный жук, улетел на крыльях.
11. Закрепление правописания ЖИ-ШИ.
На столах у детей карточки с пропущенной буквой. Дети вставляют пропущенные буквы.
Маш…на, ш…на, уж…н, но…и, уж, уш, мыш, ош…бка, еж, луж, ш…ло.
12. Преобразование слов.
УШИ – УЖИ – ЛУЖИ – ЛУЖА.
13. Звукослоговой анализ слов. Помочь Маше и Жене разобрать слова : Мишка, жук, ма-ши-на.
14. Чтение предложений.
Женя моет уши. Маша вяжет жакет. Мыши живут в саду. У ежихи ежата. Кошка бежит с котятами.
Итог занятия.
Материал: предметные картинки со звуками [ш] - [ж], Маша, Женя, дом, кот Пушок, собака Джек, карточки с заданиями, таблица для характеристики звуков, колокольчики, кружки, мяч, Мишка косолапый, ёжик, жук, таблица со звуками в начале, середине и конце слова, карточки для заданий (жи-ши).