МААМ-картинки

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р] и [Р’] в слоговых структурах, словах и словосочетаниях»

Сыреева Татьяна Михайловна
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р] и [Р’] в слоговых структурах, словах и словосочетаниях»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка к подгрупповому логопедическому занятию с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Р'] в слоговых структурах через слова и словосочетания»

Лексическая тема: «Человек и его части тела».

Итоговое занятие подготовлено и проведено с детьми старшего возраста, посещающие логопедические занятия в составе 6 человек. Разработано в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и методическими пособиями («Уникальная методика развития речи дошкольника» А. Герасимовой, О. Жуковой, В. Кузнецовой, «Логопедия в детском саду» (занятия с детьми 6 – 7 лет) Л. Н. Смирновой, «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет» Е. В. Кузнецовой, И. А. Тихоновой).

Публикация «Логопедическое занятие „Дифференциация звуков [Р] и [Р’] в слоговых структурах, словах и словосочетаниях“» размещена в разделах

Занятие построено с учетом дидактических и общепедагогических принципов и является авторской разработкой:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предварительной работы (постановка и автоматизация звуков [Р] и [Р’] с помощью артикуляционных гимнастик, дидактических игр и картинного материала, а также детьми были получены знания по теме «Человек»);

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес, через новые разработки дидактического игрового и раздаточного материала);

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям и индивидуального подхода);

Принцип психологической комфортности (мотивация и настрой на успешный результат).

Цель занятия:

Уточнить и закрепить знания детей о мягкости и твердости согласных звуков [Р] и [Р’] с помощью сравнительной характеристики, продолжить дифференциацию звуков [Р – Р’] в слогах, словах и словосочетаниях; расширить и систематизировать знания детей о строении человека.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

1. Корригировать речевое дыхание;

2. Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, умение согласовывать речь и движение;

3. Корригировать и развивать просодическую сторону речи («Заведи мотор ([Р] и моторчик ([Р’]);

4. Корригировать и развивать фонематическое восприятие;

5. Развивать навыки по составлению связной речи с помощью опорных схем;

6. Развивать память, внимание, логическое мышление.

коррекционно-образовательные:

1. Закреплять у детей умения на слух дифференцировать звуки близкие по звучанию [Р] и [Р'] в слоговых структурах, словах и словосочетаниях;

2. Продолжать закреплять навыки по составлению схематических конструкций к словам и определять место положения заданного звука в слове;

3. Уточнять и расширять представления детей о строении человека, обогащать словарный запас по теме «Человек и его части тела»;

4. Закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

2. Воспитывать умение работать в коллективе и считаться с мнением товарищей.

здоровьесберегающие:

1. Соблюдать правильную осанку детей;

2. Способствовать созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе;

3. Чередовать статические и динамические задания.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

Наглядный метод (картинки с изображением людей, опорная схема для составления описательных рассказов);

Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление схем к словам, определение места звука в слове, составление рассказа-описания о своем друге (Д/и «Зеркало»);

Словесный метод (объяснение заданий, образец выполнения);

Прием эмоциональной заинтересованности (элемент соревнования (Д/и «Распредели картинки по своим домикам»);

Игровой прием (пальчиковая и артикуляционная гимнастики, постройка из счетных палочек, физминутка с мячом);

Использование проблемных ситуаций (выполнение ряда заданий, составление схемы к слову, определение места звука в слове).

Занятию предшествовала предварительная работа, которая осуществлялась в свободное от занятий время. Были проведены беседы о семьях детей (с кем живут, как кого из членов семьи зовут, кем работают, какую работу по дому выполняют и др.) Отрабатывались навыки по составлению описательного рассказа по теме «Человек и его части тела». Осуществлялась работа и на занятиях по развитию речи в течение всей тематической недели.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация и заинтересованность. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети являлись непосредственными участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Во время занятия дети отгадывают загадки и рассматривают картинки с изображением людей и частей тела человека (Приложение 1). Выполняют задания направленные на закрепление дифференциации звуков [Р – Р’], составление схем к словам и определение места звука в слове, а также отрабатывались навыки по образованию существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. В ходе работы прослеживалась реализация личностно-ориентированной модели, учитывалась точка зрения, чувства и эмоции ребенка. Занятие способствовало налаживанию партнерских отношений между детьми.

После проведения занятия подвелись итоги. Выявился уровень достижения поставленных перед детьми задач, провелась рефлексия и наметилась перспектива дальнейшей деятельности.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута. В качестве приза команды получили вознаграждение – настольные дидактические игры.

Оборудование:

демонстрационный материал — загадки, картинки-отгадки к загадкам, схематическое изображение постройки «Смешная рожица», алгоритм для составления рассказа о себе;

раздаточный материал - счетные палочки для постройки, индивидуальные зеркала, картинки со звуками [Р] и [Р'], кружочки-символы для составления схем к словам, домика для Д/и «Распредели картинки по своим домикам», большой мяч, набор картинок для Д/и «Как взрослеет человек?».

Ход занятия

Вначале занятия сообщается детям о том, что занятие будет необычное. Мы проведем занятие-соревнование (КВН). Надо разделиться на две команды («Всезнайки» и «Всеумейки», каждой команде будут предложены свои задания и вопросы. В конце все вместе подведем итоги.

После деления на команды дается первое задание.

1. Загадки. Командам предлагаются загадки, отгадав которые дети совместно с педагогом формируют тему занятия. На каждую загадку выставляется картинка-отгадка (или появляется картинка на интерактивной доске). По каждой картинке-отгадке проводится краткий обзор, для чего служит данный орган.

Команды получают фишки за каждый правильный ответ.

* Загадки см. в Приложении. 1.(Демонстрируются картинки-отгадки)

2. Упражнение на развитие речевого дыхания (для каждой команды предлагается свое упражнение):

«Надуй шар».

(упражнение для первой команды).

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3 - 4 раза в медленном темпе.

«Фокус», «Парашют»

(упражнение для второй команды).

Рот приоткрыть, язык держать «чашечкой», выдвинуть его вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. Кусочек ватки надо поднять воздушной струей как можно выше.

Повторить упражнение 3 – 4 раза.

Упражнение выполняется всеми детьми сразу, но контролируется каждый ребенок. Команды получают по одной фишке, если задание выполнялось верно.

3. Пальчиковая гимнастика. (Разминка направлена на развитие тонкой моторики пальцев)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик – это я!

Вот и вся моя семья.

Упражнение выполняется всеми детьми сразу, но контролируется каждый ребенок. Команды получают по одной фишке, если задание выполнялось верно.

4. Постройка из счетных палочек «Смешная рожица». Работа направлена на развитие мелкой моторики и конструктивные способности детей. После выполнения задания детей можно спросить, какого цвета рожица, какие геометрические фигуры есть в работе, и какого цвета палочки ребенок использовал в постройке. (Например: три желтые палочки, четыре зеленые палочки и десять оранжевых палочек)

* Предлагается схема постройки (Демонстрацию схемы можно вывесить на магнитную доску, нарисовать на доске от руки или воспользоваться интерактивным изображением).

Задание выполняет каждый ребенок. Учитывается правильное выполнение каждым членом команды. Команды получают фишки.

5. Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами: «Улыбка» - «Дудочка», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Маляр», «Качели», «Лошадка», «Заведи мотор ([Р]) и моторчик ([Р’])».

* Комплекс гимнастики см. Приложение 2. Упражнения направлены на развития артикуляционной умелости для постановки звуков [Р] и [Р’]. (Картинки артикуляционной гимнастики вывешиваются на магнитную доску или демонстрируются на интерактивной доске.)

Упражнение выполняется всеми детьми сразу, но контролируется каждый ребенок. Команды получают по одной фишке, если задание выполнялось верно.

6. Д/и «Распредели картинки по своим домикам» (Картинки с твердым звуком помещаются – в СИНИЙ домик, а с мягким звуком – в ЗЕЛЕНЫЙ домик).

Работа с картинным материалом направлена на развитие фонематического слуха.

Каждая команда получает набор картинок. Задание командами выполняется самостоятельно, после чего подводятся итоги и выдаются фишки, если ошибок не было допущено.

7. Д/и «Составь схему к слову».

Схема составляется с помощью кружочков синих, красных и зеленых. Например: выставляется картинка «ОРЕХ». Схема последовательности кружков: красный+зеленый+красный+синий.

Задание проводится аналогично предыдущему заданию. Команды работают самостоятельно, по окончанию подводятся итоги.

8. Физминутка (игра с мячиком) Д/и «Скажи ласково» (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов по теме «Человек и его части тела»).

9. Д/и «Ответь на вопрос: КАКОЙ? (КАКАЯ)» Отработка звуков [Р] и [Р’] в словосочетаниях. Предлагаются картинки со звуками [Р] и [Р’], затем к каждой из картинок задается вопрос КАКОЙ? или КАКАЯ? (КАКОЕ, дети подбирают подходящее прилагательное – ответ на поставленный вопрос. (Например: картинка «РУЧЕЙ», задается вопрос: «Ручей КАКОЙ? Ответ: Маленький (быстрый) ручей)

* Раздаются картинки каждой команде (картинки со звуком [Р’] и со звуком [Р]. У каждого члена команды должно быть по одной картинки с каждым звуком. Вопросы к картинкам дети задают из противоположной команды (при необходимости педагогом оказывается помощь). По окончанию выполнения задания подводятся итоги и раздаются фишки.

10. Д/и «Определи место звука в слове». На доске рисуется две схемы к слову (для каждой команды своя схема). Выбирается ребенок из команды, которому на выбор предлагается три картинки (количество картинок не имеет значение, он вытягивает одну. Ребенок проговаривает слово, определяет звук («твердый» или «мягкий») и место этого звука в слове, затем берет необходимый кружок (синий кружок – «твердый» звук, зеленый кружок – «мягкий» звук) и прикрепляет его в соответствующий квадрат. Картинку прикрепляется под квадрат, где находится кружок. (Например: ДВОР – звук последний в слове, синий кружок крепится в последний квадрат, а картинка под ним). Затем выполнять задание идет игрок из другой команды. Так чередуются все дети. По окончанию игры подводятся итоги.

11. Д/и «Как взрослеет человек?»

* Подбираются картинки жизненные этапы человека: от младенца до старца. Количество картинок в наборе 6 - 7 штук. Наборы картинок раздаются командам, затем из них необходимо выстроить последовательность взросления человека. Задание можно предложить выполнить всей команде: одна команда выкладывает этап взросления человека по мужской линии, а другая – по женской линии. Или задание выполняет один ребенок из команды (капитан). После выполнения задания подводятся итоги.

12. Д/и «Зеркало» (составление рассказа о себе по теме «Человек и его части тела» с помощью опорной схемы)

* Игра проводится по командам.

13. Итоги занятия.

После проведения занятия подвелись итоги. Выявился уровень достижения поставленных перед детьми задач. В качестве приза команды получили по настольной дидактической игре.

Приложение 1.

Загадки

Чтобы они были крепки и белы,

Щеточкой с пастой их чистим умело.

(Зубы)

Он помогает нам есть и пить,

Он помогает петь, говорить.

(Рот)

У зверушки на макушке,

А у нас между глаз.

(Уши)

Что помогает голове

поворачиваться в разные стороны?

(Шея)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

А друг друга не видят.

(Глаза)

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

(Нос)

На земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

(Человек)

Всегда он в работе, когда говорим,

И отдыхает, когда мы молчим. (Язык)

Приложение 2.

Артикуляционная гимнастика

«Трубочка-улыбка» - губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Удерживать 3 секунды. Движения повторить 5 - 10 раз.

«Качели» - рот широко открыть. Узким языком дотянуться и прикоснуться верхней губы, затем язык опустить к нижней губе. Повторить упражнение 6 - 8 раз.

«Почистим зубы» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внешней стороны, делая движения из стороны в сторону. Упражнение выполняется в течение 10 секунд.

«Грибок» - язык присосать к нёбу, при этом рот держать широко открытым. Держать под счет до 6.

«Вкусное варенье» - облизывать языком губы по кругу по часовой стрелке, затем против, рот держать открытым. Повторить 8-10 раз.

«Маляр» - рот открытый. Широким кончиком языка провести от верхних резцов (зубов) до мягкого нёба (вглубь рта, затем вернуться. Повторить 7-10 раз.

«Лошадка» - Рот широко открыт. Губы слегка улыбаются. Язык прилипает к нёбу и со звуком отщелкивается. («Лошадка скачет»). Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-7 раз.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Произношение звука в словах со стечением согласных звуков» Цель: произношение звука в словах со стечением согласных звуков; дифференция звуков,, образование притяжательных прилагательных, развитие.

Индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [р] [л]. Весна»Индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [р] [л]. Весна» Конспект индивидуального логопедического занятия в группе с ОНР. Дифференциация звуков [л], [р]. Весна. Цель: учить дифференцировать звуки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах и словах» в ДОУ .

Конспект НОД по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях .

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [З], [З’] в словах» Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков «З», «Зь в словах». Цель: создание условий для знакомства.

Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [К] –[ Г] в слогах, словах, словосочетаниях Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [К] –[ Г] в слогах, словах, словосочетаниях. Задачи. Коррекционно-образовательные.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р] в слогах, словах и фразовой речи» «Дифференциация звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи» Цель: 1. Закреплить навык дифференциации звуков [Л]- [Р] в слогах, словах.

Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях»Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

Логопедическое занятие для детей старшей группы «Гномы Сэм и Шон. Дифференциация звуков [С] и [Ш]» МАДОУ «Детский сад № 1» с. Усть-Кулом. Разработала учитель – логопед Шебалина Татьяна Владимировна. Логопедическое занятие для детей старшей.

Занятие в подготовительной группе «Дифференциация звуков [Р], [Р’] — [Л], [Л’]» Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ] Цели: - закрепить навык различения звуков [р], [р'] — [л], [л'] в слогах, словах, фразах;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р] и [Р’] в слоговых структурах, словах и словосочетаниях»
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 10:41
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р] и [Р’] в слоговых структурах, словах и словосочетаниях»» (включая файлы) размещена пользователем Сыреева Татьяна Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД