Ольга Переверзева
Опыта работы «Использование мнемотехник и фразового конструктора в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Переверзева О. И. учитель - логопед
1 слайд Добрый день уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы на тему «Использование мнемотехник и фразового конструктора в работе учителя - логопеда».
2 слайд Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения
3 слайд Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.
4 слайд Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
5 слайд Слово мнемоника имеет однокоренное слово - Мнемозина. Богиня Мнемозина - греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью девяти муз, а переносный смысл этого существительного - память.
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт
6 слайд В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые : А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа. Итак, что же такое мнемотехника?
7 слайд Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия
8 слайд Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т. д.
Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять, начиная с мнемоквадратов - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнемодорожки - это уже последовательное выкладывание нескольких квадратов, связанных по смыслу, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения и мнемотаблицы - содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главным является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
9 слайд Технология мнемотехники помогает в решении задач развития и коррекции речи в процессе: формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.); активизации и обогащения словарного запаса, в т. ч, при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов; формирования грамматически правильной речи; обучения детей грамоте. Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.
10 слайд Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. (на слайде)
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
9 слайд Начиная работу по технологии мнемотехника, ставятся следующие задачи:
1. способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
2. способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;
3. способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
4. способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению пассивного и активного словаря детей;
5. содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
6. способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
7. создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
11 слайд Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром;
при заучивании стихов;
при пересказах художественной литературы;
при обучении составлению рассказов;
при отгадывании и загадывании загадок;
для обогащения словарного запаса;
при обучении составу числа;
при воспитании культурно-гигиенических навыков;
при воспитании навыков самообслуживания;
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
2. быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
3. соответствовать уровню развития детей.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал;
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно-белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей: для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших дошкольников 9-16 клеток. Изображения должны быть хорошо знакомы и понятны детям. Тоже самое и с фразовым конструктором, количество кубиков (карточек) зависит от возраста и возможностей воспитанников.
12 слайд Одним из доступных, эффективных и интересных способом для формирования фразовой речи и коррекции речевых нарушений является Фразовый конструктор. Занятия с использованием фразового конструктора помогают обогащать активный и пассивный словарь, учат правильному построению предложений из двух и более слов, развивают слуховой, зрительный и кинестетический анализаторы. Принцип работы тот же, что и при работе с мнемотехниками: от простого к сложному. Фразовый конструктор может быть как в виде схем с набором картинок, планшета с наполнением на липучках, в виде кубиков с картинками, необходимыми для составления словосочетаний и предложений.
Фразовый конструктор может использоваться как средство альтернативной коммуникации с неговорящими детьми, детьми с расстройствами аутистического спектра.
13 слайд Благодаря систематической работе с использованием мнемотехник увеличивается количество наглядного и раздаточного материала, что дает возможность использования по всем лексическим темам.
14 слайд Работа с родителями реализуется в разных формах. Это консультации, беседы, мастер-классы. Задачи работы с родителями заключаются в углублении представлений о мнемотехнике; повышении родительской компетентности в речевом развитии детей; так же родители больше времени проводят с детьми путем совместной творческой деятельности при создании мнемотаблиц дома.
15 слайд (результаты) Таким образом, систематическая работа по коррекции речевых нарушений и формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повышается познавательная активность детей. Дети знакомятся с альтернативным средством коммуникации и тем самым могут взаимодействовать с безречевыми детьми, вовлекать их в игровые ситуации.
16 слайд используя мнемотехники в соей работе у учителя – логопеда расширяется круг возможностей на занятиях, происходит интеграция образовательных областей при взаимодействии с воспитателями и других специалистов. Данный вид деятельности положительно влияет на раскрытие творческого потенциала педагога.
17слайд (выводы)
Наш опыт показал, что использование мнемотехник помогает решать многие задачи коррекционной работы, Благодаря мнемотехникам у детей повышается интерес к работе с текстами, вследствие чего они легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи взрослого. Мнемотехники являются одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона.