Наталья Борисова
Занятие в подготовительной группе «Дифференциация звуков [Р], [Р’] — [Л], [Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]
Цели:
- закрепить навык различения звуков [р], [р'] — [л], [л'] в слогах, словах, фразах;
- учить различать и называть твердые, мягкие согласные звуки в словах;
- учить работать над предложением;
- учить подбирать признаки и действия к предметам;
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Дифференциация звуков [Р], [Р’] — [Л], [Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [р], [р'] — [л], [л'];
- расширять словарь по теме;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, дыхание;
- развивать мимические мыщцы;
- воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ],
фишки, две ромашки, картинки девочек (Рая, Лада, слоги,
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята, я думаю, что вы не будете сильно волноваться, отвлекаться из-за того, что у нас сегодня много гостей. Вы умеете думать, рассуждать, быть внимательными, многое знаете и поэтому со всеми заданиями вы справитесь.
- Какое правило, мы соблюдаем на занятиях?
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
- Ребята, какой праздник отмечают в первые дни весны?
- Кого поздравляют в этот день?
- Правильно, праздник наших мам, бабушек и девочек.
- Давайте расскажем о маме, какая она?
- Мама - веселая, любимая, добрая, ласковая, умная, трудолюбивая.
- Что мама делает? - работает, заботится, помогает, готовит, гладит, шьет, убирает.
- Наши гости Рая и Лада. Они принесли задания, выполнив которые вы научитесь различать звуки [р], [р'] — [л], [л'] и послушают, как красиво вы произносите эти звуки.
- Назовите слова со звуками [р], [р'] — [л], [л'].
II. Повторение
- О каких звуках мы сегодня будем говорить? [р], [р'] — [л], [л'].
1. Артикуляция звуков. (звук [Р] - язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит; звук [Р’] - губы в улыбке, кончик языка поднят и дрожит под напором сильной воздушной струи; звук [Л] - язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт, звук [Л’] - спинка языка поднята, кончик языка смыкается с деснами)
2. Характеристика звуков (Звук [Р] - согласный, звонкий, сонорный, твердый; звук [Р’] - согласный, звонкий, сонорный, мягкий; звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, звук [Л’] - согласный, сонорный, мягкий, звонкий)
- Установление сходства и различия.
3. Речевая зарядка
Ло-ла-ло — на улице тепло. Ре-ро-ре — стоит домик на горе.
Ры-ру-ры — нас кусают комары. Оль-оль-оль — мы купили соль.
Арь-арь-арь — на стене висит фонарь. Ра-ру-ра — тебе спать пора.
4. Развитие фонематического слуха.
На звук Р - хлопаем, на звук Л - топаем.
ракета, рама, лук, рука, лото, лыжи, ложка, работа, фара, лапа, пила, ручей, рукав, барабан.
5. Развитие мимических мышц:
Если солнышко проснулось - утро засияло. Радость.
Если мама улыбнулась - так отрадно стало. Улыбка.
Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы,
Если мама, огорчилась - где нам веселиться? Огорчение.
Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям!
Никогда тебя, родная, огорчать не буду! Восхищение.
6. Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звуки [р], [р'], либо звуки [л], [л']. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет звук, его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.
баран, репка, барабан, роза, рак, шар, помидор;
вилка, лук, лев, мел, стул, стол, лыжи, лиса, белка.
7. Дидактическая игра «Измени слово» - меняем Р-Л; Л-Р:
бар — бал стал — стар сварка — свалка
дар — дал булки — бурки жарко — жалко
мир — мил телка — терка корка — колко
III. Физкультминутка
Чей сегодня день рожденья? Дети пожимают плечами.
Для кого пекут пирог?
Для кого расцвел весенний, Руки над головой изображают «цветок».
Первый мартовский цветок?
Для кого, для кого? Догадайтесь сами. Руки на поясе.
И пирог и цветок мы подарим маме. «Дарят» маме.
8. Дидактическое упражнение «Закончи строчку»
- Закончите строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу:
Дедушку зовут Лука. У него болит. (рука).
Друг позвал меня на пир. Ел я торт и чай я. (пил).
Вечно плачет этот Лева. Говорят ему: - Ты. (рева).
Рисовал художник ламу. И картину вставил в. (раму).
Хорошо танцует Валя. И ее сестренка. (Варя).
Зреет на кустах малина. Соберет ее. (Марина).
9. Работа по развитию дыхания.
- Ребята, кто готовит праздничный обед 8 марта? (папа)
- Какие запахи на кухне? (вкусные) Давайте почувствуем эти запахи: вдох через нос - выдох через нос; вдох через нос - выдох через рот.
10. Дидактическая игра «Слоги перепутались» :
- Ребята, слоги перепутались, составьте слова:
ма - ра - рама жик - ры - рыжик ке - та - Ра - ракета
бо - та - ра - работа ка - ру - рука ря - мо - моря
то - ло - лото са - ли - лиса ка - лож - ложка
ла - пи - пила ла - кук - кукла ка - бел - белка
11. Звуковой анализ слов рожки, ложки - составление графической схемы.
IV. Итог занятия.
- Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам?
- Девочки Рая и Лада очень довольны тем, что вы справились со всеми заданиями и они для вас приготовили угощения (зефир).
Анализ логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и обучению грамоте
подготовительная группа
Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]
1. При составлении занятия ставились следующие задачи:
закрепить навык различения звуков [р], [р'] — [л], [л'] в слогах, словах, фразах; научить различать и называть твердые, мягкие согласные звуки в словах; научить подбирать признаки и действия к предметам; научить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [р], [р'] — [л], [л'];
- расширять словарь по теме;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, дыхание;
- развивать мимические мыщцы;
- воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.
3. При составлении занятия учитывала возрастные, речевые особенности детей. Тема, цель, содержание, речевой материал соответствует перспективному плану работы и возрасту детей. Присутствует единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
4. В начале занятия для совершенствования коммуникативных навыков, для интереса детей ставила вопрос, на который отвечали сами дети. В ходе беседы вопрос - ответ создавала эмоциональный настрой, пробуждала интерес к познанию. Основные этапы занятия и их логическая последовательность соблюдена.
5. Использовала приемы привлечения внимания (беседа, сюрпризный сюжет, физкультминутка, приемы активизации речевой деятельности (наглядность, д/и «Слоги перепутались», д/и «Измени слово», д/и «Ромашка», методы поощрения (похвала, одобрение, индивидуальный подход. Сочетала индивидуальную и фронтальную формы работы. На занятии соблюдала активный двигательный режим, применяла упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Цель занятия была достигнута с использованием эффективных приемов. Дети закрепили навык различения звуков [р], [р'] — [л], [л'] в слогах, словах, фразах; научились различать и называть твердые, мягкие согласные звуки в словах; подбирать признаки и действия к предметам; давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [р], [р'] — [л], [л']; активизировали словарь по теме «Семья. Мамин праздник», работали над фонематическим слухом, вниманием, дыханием, мимическими мышцами; воспитывали уважение и любовь к членам своей семьи.