Загра Шамилова
Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [р, р’], буквы Р, р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].
Задачи: Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их классификация; знакомить с ударением; закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнять в решении кроссвордов; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; развивать логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Согласные звуки [р, р’], буквы Р, р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
Оборудование: карточка с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать, разрезные картинки (компьютер, кенгуру,ребусы, набор семян (горох, фасоль, конструктор, мозаика, карандаш, лист бумаги на ребенка, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль, карточка с изображением 1 согласной и нескольких гласных букв, игрушка – замок, дверной замок, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.
Ход I. Организационный момент
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).
- Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)
- Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.
II. Вступительная часть
- Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)
- Чем отличаются звуки от букв?
- Какими бывают звуки?
- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)
- Какие звуки называют согласными?
- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)
- А еще? (звонкими и глухими)
Игра «Буква заблудилась»
А О У И Н Ы
- Какая буква лишняя? Почему?
III. Основная часть
1. Знакомство с новым звуком.
- Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?
Солнце светит, дождь идет,
В небе радуга цветет.
Над рекой она взошла,
Радость людям принесла.
Речка краше сразу стала
Разным цветом засияла.
(Звук [Р])
- Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].
- При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)
Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
2. Игровое упражнение «Услышь звук».
- Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].
(брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)
3. «Доскажи словечко»
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь).
Ра – ра – ра – начинается … (игра)
Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)
Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)
Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)
Ре – ре – ре –стоит домик на (горе)
Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)
4. Знакомство с буквой «Р».
(показ буквы «Р»)
- На что похожа буква «Р». (трость, парус)
«Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно.»
5. Написание буквы в воздухе
6. Физкультминутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар! (Громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар! (Громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар – кар – кар! (Тихо)
7. Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.
(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т. д.)
8. Введение понятия «ударение».
Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.
- Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.
Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.
(показ сказочного замка и дверного замка)
- Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.
- Видите, как важно правильно делать ударение в слове.
- Ребята, у нас есть еще задания, давайте попробуем их выполнить.
Игровое упражнение «Составь картину»
(На столе разрезные картинки.)
- Дети поделитесь на 2 команды и каждая будет составлять свою картинку.
- Что получилось? Какой звук слышится в начале слова? Есть ли в этом слове звук [Р]? Поделите слово на слоги и определите их количество, выделите ударный.
Игровое упражнение «Ребусы»
Игровое упражнение «Подели на слоги»
У детей на столах картинки - телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать.
- Дети, поделите слова на слоги и зарисуйте схемы на листе бумаги.
- Молодцы!
III. Итог.
- Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?
Рефлексия.
- Дети, если занятие вам понравилось – поднимите зеленый квадрат, понравилось не очень – синий, не понравилось – красный.