Получи документы

Отчёт по теме самообразования за 2017–2018 учебный год в старшей группе (1 фото)

Людмила Ширнина
Отчёт по теме самообразования за 2017–2018 учебный год в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

В 2017 – 18 учебном году я запланировала и работала над новой темой самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Отчёт по теме самообразования за 2017–2018 учебный год в старшей группе

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что детская опытно-экспериментальная деятельность наряду с игровой является одним из главных и естественных проявлений детской психики, а поисковая активность заложена генетически. Задача взрослых – создать условия для реализации этой активности. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование такого метода обучения выступали педагоги Я. А. Коменский, И. Г., К. Д. Ушинский, Ж. Ж. Руссо, особенности опытно-экспериментальной деятельности были изучены Д. Б. Годовиковой, О. В. Дыбиной, А. И. Савенковым, М. И. Лисиной, С. Л. Новосёловой, А. Н. Поддьяковым, Л. С. Выготским.

Темочки:

В старшей группе особое внимание следует уделять опытно-экспериментальной деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуются умения классифицировать, сравнивать и обобщать. Одна из запланированных мною задач - изучение методик, технологий по познавательно-исследовательской деятельности. Для работы над этой темой я познакомилась и проанализировала методические рекомендации, программы, материалы передового педагогического опыта. Например, известный педагог Ж. -Ж. Руссо пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Он проанализировал и обобщил свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования. За использование этого метода обучения выступали многие известные педагоги.

В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В своей работе я опиралась на опыт Н. Н. Поддъякова. Обобщая собственный богатый фактический материал, педагог Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Изучение опытно-экспериментальной деятельности интересно тем, что эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие понятия.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе создала мини-лабораторию «Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., огород на окошки.

С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД: (открытый показ «Путешествие по временам года», «Где ты теперь, Капелька)

и опыты-эксперименты по темам:

«Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.

«Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

«В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

«Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

«Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды. Жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар - это вода.

«Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.

Так на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

«Подбери материал для названного предмета»

«Расскажи о предмете».

«Отгадай материал».

«Где спрятался воздух».

«Что из чего будет».

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для родителей были организованы консультации «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях», «Неизведанное рядом», подготовлены фотоотчёты «Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке», «Творим вместе», коллективные беседы: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе и развитие речи. Есть ли связь?»

Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что, работая по данной теме прослеживается положительный результат в реализации поставленных задач (начало учебного года и конец учебного года). В процессе наблюдений можно сказать следующее: в результате НОД и опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ, безошибочно называют некоторые явления природы (явления погоды, снегопад, листопад, круговорот воды в природе); полученные знания о свойствах воды, о ее состояниях используют в самостоятельной игровой деятельности; могут рассказать о свойствах воздуха и его роли в жизни человека, животных и растений, провести простейшие опыты и сделать выводы.

Выбранная тема по самообразованию перекликается с задачами ДОУ, а именно: одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать развитие активной самостоятельной детской деятельности.

Предметно-развивающая среда для уголка экспериментирования была пополнена;

В течение года была составлена картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности;

Опытно-экспериментальная деятельность охватывает все образовательные области.

Например, в рамках ОО «Познавательное развитие», направление развития ФЭМП, мы проводили такие эксперименты, как:

- измерение протяженности, измерение длины, объёма с помощью условной мерки; измерение сыпучих веществ, определение массы предмета; расстояние между предметами; сравнение величин по глубине.

В рамках ОО «Художественно-эстетическое развитие», направление развития «Рисование», мы с ребятами смешивали краски; знакомились с техникой рисования мыльными пузырями; рисования пеной для бритья, зубной пастой;

рисование раздуванием капли; рисование-экспериментирование с разными цветами спектра.

Результаты проведённых опытов всегда отражаются в дальнейших беседах с детьми. Дети с увлечением рассказывают, что они делали, что получилось, анализируют полученные знания. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

В рамках ОО «Речевое развитие» направления развития «Чтение художественной литературы» нам не раз приходилось сталкиваться с проблемными вопросами, которые требовали от нас постановки гипотезы и последующего доказательства выдвинутой теории, нередко мы на основе произведений проводили опыты, использовали инновационную технологию моделирования.

Начатую работу по данной теме продолжу с воспитанниками младшей группы. Поставленные цель и задачи будут соответствовать возрастным особенностям детей, а это значит, что работа будет планироваться от простого к более сложному. Чтобы работа была более эффективной отведу больше внимание совместную работу с родителями, а именно: работу в домашних условиях, сопровождающую фотоотчётами, организую работу по оформлению стенгазет на тему «Четыре времени года», «Взаимосвязь сезонных изменений», буду привлекать родителей для пополнения уголка экспериментирования, и познавательной литературы «Энциклопедии для малышей»

Список использованной литературы:

1. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4-7 лет. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г. – 77 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 130 с.

3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/авт-сост. Е. А. Марынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333 с.

4. Поддъков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Волгоград. Перемена. 1997. – 129 с.

5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/Л. Н. Прохорова. – М. : 2014 г.

Публикации по теме:

Аналитический отчёт за 2017–2018 учебный год в подготовительной группе Корнеева Елена Ивановна и Попова Ольга Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного.

Аналитический отчёт 2017–2018 учебный год ВОСПИТАТЕЛЯ: ШАПОВАЛЕНКО В. Н. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД СРЕДНЯЯ ГРУППА. ВОСПИТАТЕЛЯ: ШАПОВАЛЕНКО В. Н. В начале.

Отчёт о проделанной работе в первой младшей группе за 2017–2018 учебный год Воспитатели: Ледяева С. М., Сорокина О. С. Характеристика группы: Списочный состав детей на начало учебного года – 20 детей, из них: 10.

Отчёт о проделанной работе в подготовительной группе комбинированной направленности 2017–2018 учебный годОтчёт о проделанной работе в подготовительной группе комбинированной направленности 2017–2018 учебный год Отчет о проделанной работе воспитателя за 2017-2018 учебный год Воспитатель: Шибанова Я. В. Возраст детей от 6 до 7 лет. Всего детей 18.

Отчёт о проделанной работе в подготовительной группе за 2017–2018 учебный год Отчёт о проделанной работе в подготовительной группе за 2017 – 2018 учебный год 1. Общая характеристика группы В подготовительной группе.

Отчёт о проделанной работе за 2017–2018 учебный год В средней группе всего 41 ребёнок, из них мальчиков – 22, девочек – 19. В течение учебного года образовательная деятельность была направлена.

Отчёт о проделанной работе за 2017–2018 учебный год в младшей группе Отчёт о проделанной работе за 2017 — 2018 учебный год воспитателя младшей группы №1 Кулешовой Л. И., Газаевой А. Т. (ФИО воспитателя и его.

Отчёт по кружковой работе «Очумелые ручки» в старшей группе 2017–2018 учебный год МБДОУ «Детский сад №106» Отчёт по кружковой работе «Очумелые ручки» в старшей группе «Ромашка» 2017-2018 учебный год. Выполнила.

Отчёт о воспитательно-образовательной работе в первой младшей группе за 2017–2018 учебный год На протяжении учебного года моя работа была направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада. В начале.

Презентация «Отчёт о деятельности во второй младшей группе за 2017–2018 учебный год» В нашей группе ведется работа с детьми и по этой работе каждый год пишем отчет по реализации ООП. С детьми по охране и укреплению здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по теме самообразования за 2017–2018 учебный год в старшей группе
Опубликовано: 10 января 2019 в 10:29
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по теме самообразования за 2017–2018 учебный год в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ширнина (УИ 119227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД