Людмила Ширнина
Отчёт по теме самообразования за 2017–2018 учебный год в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В 2017 – 18 учебном году я запланировала и работала над новой темой самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что детская опытно-экспериментальная деятельность наряду с игровой является одним из главных и естественных проявлений детской психики, а поисковая активность заложена генетически. Задача взрослых – создать условия для реализации этой активности. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование такого метода обучения выступали педагоги Я. А. Коменский, И. Г., К. Д. Ушинский, Ж. Ж. Руссо, особенности опытно-экспериментальной деятельности были изучены Д. Б. Годовиковой, О. В. Дыбиной, А. И. Савенковым, М. И. Лисиной, С. Л. Новосёловой, А. Н. Поддьяковым, Л. С. Выготским.
Публикация «Отчёт по теме самообразования за 2017–2018 учебный год в старшей группе» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В старшей группе особое внимание следует уделять опытно-экспериментальной деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуются умения классифицировать, сравнивать и обобщать. Одна из запланированных мною задач - изучение методик, технологий по познавательно-исследовательской деятельности. Для работы над этой темой я познакомилась и проанализировала методические рекомендации, программы, материалы передового педагогического опыта. Например, известный педагог Ж. -Ж. Руссо пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Он проанализировал и обобщил свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования. За использование этого метода обучения выступали многие известные педагоги.
В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В своей работе я опиралась на опыт Н. Н. Поддъякова. Обобщая собственный богатый фактический материал, педагог Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Изучение опытно-экспериментальной деятельности интересно тем, что эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие понятия.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе создала мини-лабораторию «Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., огород на окошки.
С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД: (открытый показ «Путешествие по временам года», «Где ты теперь, Капелька)
и опыты-эксперименты по темам:
«Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
«Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.
«В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
«Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
«Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды. Жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар - это вода.
«Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.
Так на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
«Подбери материал для названного предмета»
«Расскажи о предмете».
«Отгадай материал».
«Где спрятался воздух».
«Что из чего будет».
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для родителей были организованы консультации «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях», «Неизведанное рядом», подготовлены фотоотчёты «Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке», «Творим вместе», коллективные беседы: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе и развитие речи. Есть ли связь?»
Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что, работая по данной теме прослеживается положительный результат в реализации поставленных задач (начало учебного года и конец учебного года). В процессе наблюдений можно сказать следующее: в результате НОД и опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ, безошибочно называют некоторые явления природы (явления погоды, снегопад, листопад, круговорот воды в природе); полученные знания о свойствах воды, о ее состояниях используют в самостоятельной игровой деятельности; могут рассказать о свойствах воздуха и его роли в жизни человека, животных и растений, провести простейшие опыты и сделать выводы.
Выбранная тема по самообразованию перекликается с задачами ДОУ, а именно: одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать развитие активной самостоятельной детской деятельности.
Предметно-развивающая среда для уголка экспериментирования была пополнена;
В течение года была составлена картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности;
Опытно-экспериментальная деятельность охватывает все образовательные области.
Например, в рамках ОО «Познавательное развитие», направление развития ФЭМП, мы проводили такие эксперименты, как:
- измерение протяженности, измерение длины, объёма с помощью условной мерки; измерение сыпучих веществ, определение массы предмета; расстояние между предметами; сравнение величин по глубине.
В рамках ОО «Художественно-эстетическое развитие», направление развития «Рисование», мы с ребятами смешивали краски; знакомились с техникой рисования мыльными пузырями; рисования пеной для бритья, зубной пастой;
рисование раздуванием капли; рисование-экспериментирование с разными цветами спектра.
Результаты проведённых опытов всегда отражаются в дальнейших беседах с детьми. Дети с увлечением рассказывают, что они делали, что получилось, анализируют полученные знания. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
В рамках ОО «Речевое развитие» направления развития «Чтение художественной литературы» нам не раз приходилось сталкиваться с проблемными вопросами, которые требовали от нас постановки гипотезы и последующего доказательства выдвинутой теории, нередко мы на основе произведений проводили опыты, использовали инновационную технологию моделирования.
Начатую работу по данной теме продолжу с воспитанниками младшей группы. Поставленные цель и задачи будут соответствовать возрастным особенностям детей, а это значит, что работа будет планироваться от простого к более сложному. Чтобы работа была более эффективной отведу больше внимание совместную работу с родителями, а именно: работу в домашних условиях, сопровождающую фотоотчётами, организую работу по оформлению стенгазет на тему «Четыре времени года», «Взаимосвязь сезонных изменений», буду привлекать родителей для пополнения уголка экспериментирования, и познавательной литературы «Энциклопедии для малышей»
Список использованной литературы:
1. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4-7 лет. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г. – 77 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 130 с.
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/авт-сост. Е. А. Марынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333 с.
4. Поддъков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Волгоград. Перемена. 1997. – 129 с.
5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/Л. Н. Прохорова. – М. : 2014 г.