Юлия Игоревна
Отчет воспитателя по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования :
«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»
Цели работы над выбранной темой:
-Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
-Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Отчет воспитателя по самообразованию „Дидактические игры в обучении детей основам математики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Повысить собственный теоретический уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
-Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
-Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей.
-Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
-Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Изучение методической литературы по теме.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
2. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
3. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб : Детство-Пресс, 2009
4. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М. : Просвещение, 1987
5. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М. : Просвещение, 1987
6. С. Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с. 60-66
7. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М. : Просвещение, 1991.
8. Л. А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М. : Просвещение, 1988 5
9. Л. С. Метлина. Математика в детском саду : пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1984
10. М. А. Беженова. Веселая математика – Донецк : Сталкер, 2000.
Актуальность выбранной темы:
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Ожидаемый результат:
Развитие у детей :
Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;
Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
План работы по теме самообразования на 2020 – 2021 учебный год
Месяц Формы работы
с детьми с родителями с педагогами
Сентябрь Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
Индивидуальные беседы по результатам мониторинга.
Октябрь Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».
Оформление картотеки: «Дидактические игры по математике»
Консультация на тему: «Дидактические игры для обучения математике дошкольников»
Ноябрь Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
«Найди пару», «Разложи по коробочкам». Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
Декабрь Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
Д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?» Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».
Январь Знакомство с понятиями «один», «много».
Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».
Консультация «Игрушки – развивалки Формирование математических способностей у дошкольников. способы и формы работы».
Февраль Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).
Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». Консультация «Развитие ориентировки в пространстве средствами дидактических игр»
Март Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).
Дидактические игры : «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам». Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка»
Апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.
Дидактические игры : «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». Рекомендации: «Формируем пространственные представления»
Май Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.
Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».
Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».
1. Индивидуальные беседы по результатам мониторинга.
Консультация «Знакомство детей со свойствами предметов» Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
В результате работы по теме самообразования :
-у большинства детей повысился интерес к дидактическим играм по математике;
-развились интеллектуальные способности детей.
- развилась мелкая моторика и зрительно - двигательная координация.
-у родителей расширились представления о влиянии дидактических игр в обучении детей основам математики.
Таким образом, дидактические игры разнообразные по своему
содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям.
Они являются важным средством развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
УЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАДОСТНЫМ!