Папки-передвижки

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики»

Виктория Дергунова
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Дергуновой Виктории Александровны

(Ф. И. О.)

воспитатель

(должность)

Тема:

«Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики»

Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики“» размещена в разделах

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики»

Актуальность темы. В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», – писал П. П. Блонский.

Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Согласно ФГОС ДО коррекционная работа или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. И эта неповторимая личность должна развиваться творчески.

Развитие творческих способностей возможно только в соответствующих видах деятельности, обусловленных культурными способами освоения действительности. Различные виды художественной деятельности в старшем дошкольном возрасте являются наиболее эффективным средством для развития творческих способностей и освоения творческих способов деятельности.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.

В педагогических задачах музейной педагогики особое внимание уделено эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка. В частности: формированию художественных предпочтений; формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды; формированию навыков визуальной культуры; развитию навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, в том числе и с использованием компьютера; развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.

Цель самообразования : Повышение педагогической компетентности.

Задачи:

развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления;

обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;

развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;

формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;

создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Месяц Направления работы Способы достижения Цель

Сентябрь Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов Знакомство и анализ документации. Повышение педагогической компетентности.

Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала

Изучение программы «Мы входим в мир прекрасного» (автор Б. А. Столяров) Изучение методической литературы по теме. Повышение педагогической компетентности.

Октябрь Публикация материала

Консультация для воспитателей. «Возрастные особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ». Изучение литературы по теме.

Подбор материала Обмен опытом по проблеме.

Ноябрь Изучение методической литературы

Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Знакомство с литературой. Обмен опытом по проблеме.

Сообщение на методическом совете на тему «Музейная педагогика и ее образовательная сущность» Знакомство с литературой. Обмен опытом по проблеме.

Разработка программы «Мир музея для детей старшего дошкольного возраста» Знакомство с методической литературой. - развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления;

- обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;

- развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;

- формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;

- создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.

Декабрь Изготовление презентации «Картины русских маринистов» Интернет-ресурсы Формирование основ музейной культуры, развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления.

Работа над темой «Роль музейной педагогики в развитии творческих способностей старших дошкольников с ОВЗ» Подбор материала по теме. Через средства музейной педагогики способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников с ОВЗ.

Январь Проведение НОД на тему «Цвета года: краски зимы» Разработка конспект, подборка методической литературы. Познакомить детей с зимними пейзажами на примере произведений художников-пейзажистов и использованными средствами выразительности; развивать художественное восприятие, эстетические особенности, творческие способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения.

Изготовление презентации «Пейзажи сахалинских художников» Интернет-ресурсы Обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства.

Февраль Работа над картотекой образовательных ситуаций Подбор материала Развитие творческих способностей детей.

Изучение методической литературы

Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. Чтение литературы, подбор материала. Формировать систему знаний об особенностях развития детей особенными возможностями здоровья.

Март Проведение НОД на тему «Цвета года: краски весны» Разработка конспект, подборка методической литературы. Познакомить детей с весенними пейзажами на примере произведений художников-пейзажистов и использованными средствами выразительности; развивать художественное восприятие, эстетические особенности, творческие способности; умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ произведения.

Изготовление презентации «Портретная живопись русских художников» Интернет-ресурсы Формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом.

Апрель Разработка проекта «Красивое рядом» Интернет-ресурсы, методическая литература Развитие у детей самостоятельности мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Осуществление взаимодействия с родителями.

Май Изготовление презентации «Сказочные образы в творчестве русских художников» Интернет-ресурсы Создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы

Отчет по теме самообразования

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики»

Я решила взять тему по самообразованию ««Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики». Свою работу по теме я начала со старшего дошкольного возраста.

Составила личный перспективный план по самообразованию.

Изучила нормативные документы:

- Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года).

- Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ).

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Изучила методическую литературу по данной теме.

1. Ванслова Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики : (на примере малого города) // Школьная библиотека. 2008. № 6/7. С. 174 – 179.

2. Вербенец А. М. Развитие у старших дошкольников интереса к посещению художественного музея // Журнал «Детский сад от А до Я». 2007. № 6. С. 40 – 48.

3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 2003. 176 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество. М. : Лабиринт, 2007. 96 с.

5. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии // Дефектология. 2003. № 6. С. 51 – 54.

6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2009. 324 с.

7. Кульчинская Н. Л. Ребёнок в музее. Книга для педагогов и родителей. М. : Подкова, 1999. 112 с.

8. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. 2009. № 11. С. 24 – 29.

9. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов / Авт. кол. : Б. А. Столяров, А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина, О. А. Коршунова; науч. рук. Б. А. Столяров. СПб. : ГРМ, 2013. 212 с.

10. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее. М. : Высшая школа, 2005. 186 с.

11. Полежаев Н. В. Рисуем в музее. СПб. : Союз, 2008. 64 с.

12. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.

13. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2012. 118 с.

14. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2004. 216 с.

15. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Ростов-на-Дону, 1992. 188 с.

16. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; Под ред. Е. А. Стребелевой. M. : Академия, 2002. 312 с.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. М. : Мысль, 2007. 98 с.

19. Юхневич М. Ю. Ребенок в музее : Новые векторы детского музейного движения. М. : РИК, 2006. 176 с.

20. Яковлева Е. Л., Фельдштейн Д. И. Психология развития творческого потенциала личности. М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. 328 с.

Определила:

Критерии программы «Мир музея» :

1. Культурологическая направленность.

2. Ориентация на освоение детьми лучших образцов отечественного и мирового искусства.

3. Направленность на интеграцию в решении задач в области познавательно-речевого развития.

4. Формирование художественной и общей культуры дошкольника на основе музейных подлинников в условиях организации педагогического процесса в музейной среде.

5. Обогащение в рамках педагогического процесса учебного содержания программы музейным компонентом, а также «погружение» дошкольников в городскую и природную среду.

Цель программы – сориентировать дошкольников старшей группы и детей с ОВЗ в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.

Задачи программы:

развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления;

обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;

развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;

формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;

создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.

В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами.

Для этого зарегистрировалась на сайтах:

https://doshkolnik.ru – Всероссийский журнал дошкольного воспитания.

https://www.maam.ru/ – Международный образовательный портал

https://planetadetstva.net – Интернет-журнал для педагогов.

Для практической части поставила следующие задачи:

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представления о музее.

5. Расширение кругозора у дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческих способностей, мышления и воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

С целью изучения и обогащения опыта детей создала учебные презентации, разработала конспекты НОД:

Презентация «Картины русских маринистов».

НОД на тему «Цвета года: краски зимы».

Презентация «Пейзажи сахалинских художников».

Проведение НОД на тему «Цвета года: краски весны».

Презентация «Портретная живопись русских художников».

Разработка проекта «Красивое рядом».

Презентация «Сказочные образы в творчестве русских художников».

С целью развития творческих способностей дошкольников применяла в процессе художественно-эстетического развития ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:

В годы дошкольного детства закладываются основы всесторонне развитой гармонической личности. Дети в дошкольном детстве отличаются расцветом дарования. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Образность природы помогает ребёнку испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в продуктивной деятельности.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном обучении. В группе важно создать такие условия, которые способствовали бы полноценному развитию детей с ОВЗ. Развитию творческих способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья может способствовать музейная педагогика.

Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь ребенку стать творческой личностью. Вводить ребенка в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат.

Именно в дошкольном возрасте формируются различного рода практические, умственные и художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством, в процессе которого предусматривается решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности» «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности». «Театр – это волшебный край, в котором.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка.

Отчет по самообразованию «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» в старшей группе В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных методических проблем дошкольной.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» "Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому". М. Монтен Актуальность: Изобразительная продуктивная деятельность.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» Отчет по самообразованию за 2018–2019 учебный год Тема самообразования: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности» План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной.

«Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности». План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность». Актуальность. “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

«Проявление и развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)» В первые дни работы в детском саду мы заметили, что дети нашей старшей группы довольно активны и способные, многие проявляют интерес к рисованию.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в соответствии ФГОС ДОРазвитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в соответствии ФГОС ДО «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!» Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно.

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики. «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики»
Опубликовано: 31 октября 2019 в 09:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Дергунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД