Ольга Лобеева
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Работа педагога должна быть направлена на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органична включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др., могут вноситься в содержание праздников, развлечений и «сладких пятниц».
Театрализованная игра на занятиях : во время занятия педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятии вводится персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых осуществляется на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры- рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей : в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Театрализованная деятельность способствует тому чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром. И театрализованными играми, которые делятся на две группы режиссерские игры и игры — драматизации.
Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе).театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры : настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа. Он действует за него изображает его интонацией, мимикой.
Игры — драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности : интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх — драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Игры — драматизации с пальчиками -атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.
Игры-драматизации с куклами бабибо- в этих играх на пальцы руки надевают куклу, движения ее головы рук туловища осуществляются с помощью движения пальцев, кисти руки.
Импровизация- разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.
Через театральную деятельность идет развитие творческих способностей дошкольников. Дети переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности : мимику пантомиму, интонацию. Учатся творческому общению, само реализуются.
Л. С. Выготский говорил «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности.»