Папки-передвижки

«Проявление и развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)»

Елена Роман
«Проявление и развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)»
▼ Скачать + Заказать документы

В первые дни работы в детском саду мы заметили, что дети нашей старшей группы довольно активны и способные, многие проявляют интерес к рисованию. Проверили это просто: вместе с игрушками, положили и карандаши с бумагой, и сразу несколько ребятишек потянулись к этим предметам, а потом и другие дети стали подходить к столам, где начался творческий процесс.

Публикация «„Проявление и развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)“» размещена в разделах

Через неделю, на запланированной экскурсии в филиал художественного музея, обратили внимание на реакцию детей. Она была столь неожиданной, что предположение о том, что детей все же привлекает искусство, художничество, рисование – укрепилось. И вот тогда мысль о занятиях с детьми изобразительным творчеством окрепла. Осталось только решить, что это будет: кружок? Студия? Занятия? Мы решили, что это будут занятия в кружке «Родничок». Название помогли придумать дети. С этого момента начала складываться система кружковой работы по развитию творческих способностей детей.

Прежде всего, определили цель наших занятий – развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности. План работы получился объемный и довольно основательный. Чтобы заинтересовать детей живописью, работой с красками, с первых же шагов нужно объяснить и показать технику действий с красками, чтобы они не боялись работать с краской, чтобы научились создавать цвета и цветосочетания.

Содержание занятий, согласно плана, включало в себя знакомство детей с разными темами, связанными с природой, с жизнью человека, животных, времен года и т. д.

Одно из первых занятий сентября посвящено знакомству с акварельными красками, их свойствами. Так и называлось «Акварельная радуга». Показала им несколько рисунков и фотографий с изображением радуги, рассказала, что такое способ рисования «по сырому».

На очередном занятии было знакомство с разноцветными восковыми мелками и их свойствами: мягкостью, яркостью, рыхлостью, способностью отталкивать воду. Предметом рисования стал осенний букет, который помог мне научить детей интересному и выразительному сочетанию восковых мелков и уже знакомых детям акварельных красок. Кроме этого на занятиях я знакомила детей с новыми словами: акварель, восковые мели, рыхлость, гамма – цветовая и музыкальная – семь звуков лада в музыке и семь цветов, на которые распадается дневной свет.

Рисунки ребенка – это первые «рассказы» о себе, о самых близких людях, о знакомых предметах быта. «Важно сохранить свежесть восприятия и дать стимул для развития тех бесценных качеств, которыми природа одарила растущего человека», так определил Президент Российской академии образования президент Никаноров Н. Д. Эту «свежесть восприятия» детьми окружающего мира я почувствовала и на занятиях октября по темам «Пушистые зверюшки» и «Мы едем в автобусе».

Ноябрьские занятия были посвящены работе в «художественной мастерской», где мы создавали «товары» для игры в магазин. Целью этого занятия было вызвать и развить у детей интерес к рисованию, лепке, аппликации, желание совместной, групповой деятельности. Помимо изобразительного, художественного материала мы приготовили природные и «бросовые» материалы.

Декабрь - самый «фантазийный» месяц: впереди Новый год, один из самых ярких, красочных, запоминающихся праздников. Я познакомила детей с техникой коллажа – этот метод создания композиции, в которой сочетаются разнородные по своей фактуре элементы: всевозможные вырезки, кусочки ткани, бумаги, фотографии, веточки, цветы, которые наклеиваются друг на друга и закрепляются на общей основе. Обязательно показала детям образец коллажа, и не один, а несколько разных, объясняя попутно порядок его составления. Работу на коллажем обычно начинала с рисования эскизного наброска. Поводила детей к мысли, что в преддверии Нового года нам надо сделать коробочку-сюрприз, чтобы туда положить наши желания и сюрпризы для мам и пап. Надо ли говорить, какими яркими, разнообразными получились детские новогодние сундучки-сюрпризы?

Эстетическое воздействие на детей занятиями изобразительной деятельностью зависит от того, что отбирается для изображения : красивые предметы, явления природы, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка. Одной из тем января были «Зимние деревья», рассчитанная на два разных занятия – первое было в жанре рисунка, а второе – в виде обрывной аппликации. Сразу скажу, что зимнюю роскошь деревьев не удалось нам изобразить на рисунке, и я предложила нарисовать любое дерево по памяти. Следующее занятие посвятила знакомству с новым приемом работы с бумагой-обрыванием. Я учила своих воспитанников отрывать от листа бумаги маленькие кусочки округлой формы в виде снежных хлопьев и наклеивать на поверхность макета деревьев.

Лепить дети любят с самого раннего детства, особенно это поощряется в семье. Этот вид деятельности очень важен : лепка учить контролировать действия рук, дети самостоятельно определяют форму предмета, его строение, выделяют мелкие детали.

В занятии по теме: «Солнышко, покажись» мы использовали рельефную лепку. Мне нужно было научить детей создавать солнечные образы пластическими средствами, именно техникой рельефной лепки. Дети заинтересовались показанными вариантами изображения солнечных лучей – не просто сплошной линией, как они изображали сами, а точками, кругами, пятнышками, жгутиками, завитками. Дети неплохо освоили рельефную лепку и использовали разные варианты.

Рисование по теме: «Я рисую море. Морское царство» вызвало живой интерес. Предварительно была проведена работа по знакомству с образом моря, показала репродукции картин, иллюстраций. Поскольку это занятие не совсем авторское, сошлюсь на сценарий и методику его проведения, опубликованные в приложении к журналу «Управление ДОУ» «Воспитание искусством в детском саду», автор И. В. Штанько. В занятии я только иначе сформулировала цель, поскольку нужно было вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками, научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику моря, его характер с помощью мелких деталей.

Не менее интересно прошло занятие по теме: «Солнечный свет». Ребята вспомнили, как мы «рисовали» лучики солнца техникой рельефной лепки и какое великолепное получилось солнце. Но там дети в основном изображали лучики, а на этом занятии детей нужно было подвести к освоению цвета, всей его «теплой» гаммы, расширить для детей цветовую палитру, показать способы получения «солнечных оттенков».

И обобщающим уроком стало занятие по этой же теме: «Солнышко, улыбнись!», выполненное в технике накладной аппликации. У детей действительно получился интерес к созданию образов в этой технике, они научились вырезать солнышко из бумажных квадратов, составлять из них многоцветные образы, накладывать вырезанные формы друг на друга. В изображении лучиков они использовали различные варианты: рельефная лепка, аппликация, рисунок.

В апреле дети учились рисовать просторы космоса. Мы рассмотрели множество иллюстраций, фотографий о космосе. Прочитали всю информацию в детской энциклопедии по данному вопросу. Полученные знания помогли детям нарисовать замечательные рисунки: космическое пространство было очень похоже на настоящее и космонавты выходили в открытый космос.

Итоговым занятие кружка старшей группы в мае стал урок «Праздник лакомки». Здесь почти все творили сами дети : делали конфеты, тортики, овощи, фрукты, рисовали огромные арбузы, диковинные ягоды.

В мае на наше родительское собрание мы представили свой вернисаж «Мы выросли на целый год», где расположили все наши работы, начиная с сентября. Основательный рост в творческом развитии детей заметили и родители.

Когда я подводила итоги занятий кружка, прежде всего задала себе вопрос: «Что сделано? Какие результаты? Что это дало детям?» Мне ответить было не сложно.

1. Кружок помог создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия приемлемого для детей искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к жизни, к миру, к природе.

2. У детей воспитывались нравственно-волевые качества, стремление к самостоятельному творчеству, к умственной деятельности, т. е. закладывались основы всестороннего развития ребенка.

3. Работа над темой «Педагогика искусства» дала возможность мне более основательно поработать над развитием творческих возможностей детей средствами искусства.

4. Мной приобретен очень нужный опыт организации кружковой работы с дошкольниками.

Считаю, что можно говорить о складывающейся системе работы по этому вопросу.

В чем я убеждена, занимаясь развитием творческих способностей дошкольников?

Убеждена в силе педагогического кредо: любовь, красота, творчество. Моя задача педагога – раскрыть малышу дверь в большой и удивительный мир творчества, помочь выбрать дорогу, по которой он шагает по жизни. Убеждена, что каждый ребенок талантлив по своему. Пригласите в свой мир ребенка, научите его гармонии, красоте, творчеству – таково мое понимание смысла педагогической работы с дошкольниками.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности» «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности». «Театр – это волшебный край, в котором.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка.

Из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства» Искусство театра - самое передовое, жизнерадостное, светлое, человеческое. Велико мастерство всех создателей и участников театральных спектаклей.

Обобщение опыта воспитателя по теме «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников» Обобщение опыта работы воспитателя Интяпиной Оксаны Вячеславовны в соответствии с ФГОС. По теме: Развитие творческих способностей в изобразительной.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» «Ум ребенка.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность» Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания.

«Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности». План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность». Актуальность. “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в соответствии ФГОС ДОРазвитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в соответствии ФГОС ДО «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!» Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Проявление и развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)»
Опубликовано: 26 сентября 2019 в 14:33
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Проявление и развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности (из опыта работы)»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Роман (УИ 1881184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД