Екатерина Новикова
Отчет по самообразованию «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных методических проблем дошкольной педагогики. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных проблем к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике“ в старшей группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Математические способности относятся к группе специальных способностей. Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умений применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.
Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что в большей мере обусловлено спецификой так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.
Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Работая над темой самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике», целью которой является развитие математических способностей через дидактические, интеллектуальные игры, предусматривала решение следующих задач:
1. Формирование мотивации учения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объема внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операций.
4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Работая над этой темой, свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе. В группе мной были приобретены дидактические игры и пособия, например, такие как «Сложи узор», «Волшебная геометрия», «Веселая логика», «Мои первые часы» и т. д.
Работа по развитию образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике ведется по трем направлениям:
работа с детьми;
работа с педагогами;
работа с родителями.
Обучение детей строится на основе образовательной программы «Детство».
Работая с детьми, провела интеллектуальные игры «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Преврати каждый кружок в какое-нибудь интересное необычное изображение», «Танграм», «Торопись, да не ошибись» и т. д. Использовала игры с математическим содержанием на всех других занятиях. Проведены математический КВН внутри группы, открытые занятия «Игра-путешествие в зоопарк», «Путешествие в страну «Математика».
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаю в группе предметно-развивающую среду – специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр с учетом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Работа с педагогами строилась путем выступлений на педагогических советам, консультационных бесед.
В свою работу активно подключала родителей. Провела родительское собрание на тему «Интеллектуальные игры как средство познания мира математики», консультации «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие математических способностей», беседу на тему «Какие интеллектуальные игры вы используете дома».
Анализируя результаты своего труда по развитию математических способностей детей, пришла к следующему выводу – проведение интеллектуальных игр способствует развитию математических способностей детей.
Я считаю, что правильно организованная педагогическая работа, грамотный воспитательно-образовательный процесс, комплексный подход к всестороннему развитию воспитанников позволяют ребятам проявить свои возможности.
Проведенная работа не исчерпывается данной работой и требует дальнейшей работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.