Светлана Анцыферова
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в соответствии ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!»
Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть творческий потенциал каждого ребенка, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в соответствии ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков. Театрализованная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал ребёнка. Во многих методических источниках понятия «театрализованная деятельность» и «театрализованная игра» являются синонимами. С помощью такой игры дошкольники социализируются. Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.
Цели и задачи
Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:
• расширяются знания детей об окружающем мире, в частности, дошкольники знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
• формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
• развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
• обогащается словарный запас;
• развивается память, фантазия, образное мышление;
• совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
• развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
• формируется быстрая реакция на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной работы, например, происходит очень быстро);
• воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для детей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).
Посредством театрализованной деятельности дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Принципы
Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития ребенка. Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:
• разнообразие тематики;
• регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности;
• снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
• раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
• создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»)
Театрализованная деятельность должна создавать для ребёнка ситуацию успеха, когда работа маленького актёра, режиссёра, декоратора не остаётся без внимания, поощрения.
Формы организации театрализованных игр
• Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе). Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Сюда же относятся посещения театров.
Дети младших групп, даже если не участвуют, то с удовольствием смотрят театрализованные постановки с участием взрослых.
• Самостоятельная театральная деятельность. Применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность).
• Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Так, в первой младшей группе на музыкальных занятиях, когда дети учатся изображать птичку, которая случайно залетела в зал и призналась, что очень голодна. Дети подставляют ей свои ладошки, как бы кормят ее, а потом птичка радуясь начинает ребят учить «летать», «клевать зернышки», «приплясывать».
Формы работы
- Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра
- Драматизация сказок
- Посещение театров;
- Взаимодействие с родителями
Виды театра в детском саду
1. Театр на стенде
Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:
• фланелеграф
• магнитный
• театр теней
2. Театр на столе
Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:
• бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
• магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
• из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).
3. Театр «наручный»
Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:
• картона, вырезанного в форме конуса;
• ткани;
• шариков для тенниса;
• пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
• спичечных коробков и пр.
4. Верховой театр
• тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
• бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
Куклы бибабо могут действовать и без ширмы, на столе.
• театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).
5. Театр на полу
Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для детей.
В марионеточном представлении малыши остаются зрителями, но ничто не мешает им попробовать оживить куклы после или до спектакля.
6. Театр живых кукол
Этот вид деятельности обычно используется на занятиях, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:
• пересказать сказку;
• разыграть сюжет для зрителей.
Различают 3 типа театра живых кукол:
• масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
• платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
Платочные куклы помогают детям учиться лучше координировать свои движения.
• театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).
Атрибуты для театрализованной деятельности
Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов, по которым дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности. В группе рекомендуется оборудовать специальный театральный уголок. Непременными элементами знакомства с театрализацией являются:
• ширма (для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке);
• костюмы (это могут быть покупные или самодельные образцы);
• маски (могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);
• шапочки (самый простой вариант — изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить).
• куклы пальчикового театра.
Виды занятий по театрализованной деятельности
Исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ, можно сделать вывод, что кроме занятий по театрализованной деятельности, этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любого занятия в детском саду. Однако наиболее активно элементы данного вида работы применяются на некоторых из них:
• Развитие речи. Дети учатся правильно интонировать, вырабатывают чистую артикуляцию, учатся слушать и слышать собеседника. При этом элементы театрализации можно использовать уже группе раннего возраста, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет маленьким гномом на пальце, тенью котёнка по имени «Гав» или жёлудем Гошей, потерявшим свою шапочку во время прогулки.
• Музыкальное занятие. Музыка, рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. Например, для раздела «Пение» программы музыкальных занятий можно использовать приём озвучивания, когда малыши, разучивая песенки, исполняют их от лица персонажа пальчикового или перчаточного театра.
Далее это может плавно перейти в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование.
• Самостоятельная деятельность. Причём речь идёт и об отдельном виде работы (своего рода домашнем задании по заучиванию текстов роли, и об элементах активности в рамках других занятий (например, во время этапа самостоятельной работы на рисовании дети старшей группы могут вырезать шаблоны для бумажного театра на столе).
• Комплексное занятие. Например, в рамках занятия во второй младшей группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок может применяться для закрепления звукоподражательных слов «кто как говорит»: «муу», «мяу», «гав».
Приёмы для занятий театральной деятельностью
Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, педагогу необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.
• Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей групп раннего возраста и второй младших групп, в которых малыши ещё не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Так, сказку «Репка» можно разыграть пальчиковыми куклами.
• Разыгрывание сказок и инсценировок. Это приём особенно активно используется в старших группах, когда дети уже знакомы со всеми видами театрализованных игр. В зависимости от типа театрализованной деятельности такие постановки могут быть в рамках утренника, открытого занятия, обычного занятия или как вид работы над изучением литературного произведения. К примеру, в средней группе для проведения мероприятия по случаю проводов осени можно организовать постановку сказки «Теремок». И хотя полноценно «игровые» виды театра рекомендуется начинать в старших группах, такие хорошо известные сюжеты, в которых не будет проблем с заучиванием небольшого текста, можно использовать в качестве сценария для драматизации с детьми младших групп.
• Беседы о театре. Приём, который используется уже в группах раннего возраста. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены (к примеру, герои пальчикового театра, куклы бибабо; персонажи театра теней — во второй младшей, тростевой театр в старшей и т. д.)
Беседы о театре обязательно подразумевают объяснение назначения разных видов кукол.
• Выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства. К примеру, в старших группах дети с удовольствием принимают участие в этюде «Тень», развивающем внимание и наблюдательность. Суть упражнения заключается в том, что дети разбиваются на пары, педагог даёт установку, например: «дети идут по дороге», один «актёр» выполняет действия, а второй его «тень», их повторяет.
• Работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей ведётся, начиная с раннего возраста. К примеру, с детьми 2–3 лет это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность, то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком, и последний не должен создавать для них угрозы. А вот в средней группе детям можно давать задание «Потеряшка», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Педагог предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из ребят потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные дети по очереди зовут «потеряшку»: «Ау, Серёженька!», а тот, стоя спиной к одногруппникам, должен по голосу распознать, кто же его позвал.
• Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно — хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям — морским жителям.
Выполнение психогимнастических упражнений учит детей понимать собственные эмоции.
• Игры с драматизацией. Отличный приём для проведения подвижных игр, в том числе и на улице.
Вывод
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
При умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности.
Список используемой литературы:
1. Е. А. Антипова Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М. :ТЦ Сфера, 2009;
2. О. А. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Т. А. Боровик «Методика развития музыкальности детей»;
журнал «Музыкальный руководитель №1-6 2004 г.
4. А. А. Евтодьева Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
5. О. В. Кацер Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2008.