Наталья Ульянова
Отчет «Работа с детьми старшего дошкольного возраста над предложением с использованием дидактических игр и пособий»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития детей № 15 «РАДОСТЬ»
Отчет на тему :
«Работа с детьми старшего дошкольного возраста над предложением с использованием дидактических игр и пособий».
Подготовила воспитатель:
Публикация «Отчет „Работа с детьми старшего дошкольного возраста над предложением с использованием дидактических игр и пособий“» размещена в разделах
Ульянова Наталья Владимировна
Саров 2016
Тема моего опыта: «Работа с детьми старшего дошкольного возраста над предложением с использованием дидактических игр и пособий».
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Одним из направлений в подготовке детей к обучению грамоте является знакомство с предложением
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без этой работы представление о слове и умение проводить анализ состава слова у дошкольника развивается очень медленно.
На помощь приходит дидактическая игра, так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, они помогают длительное время удерживать внимание (то есть концентрировать) на учебной задаче. Деятельность детей сопровождается меньшими затратами нервной энергии. В игре ребенок применяет минимальные волевые усилия.
Наглядный материал дошкольниками усваивается лучше, использование схем, картинок позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, помогает ребенку в обогащении связного высказывания.
Таким образом, изученная мною тема представляется весьма актуальной, потому что дидактические игры и игровые упражнения, дадут нам возможность проводить занятия по грамоте более живо и интересно.
Проведя диагностическое обследование, я выяснила, что у детей возникают трудности в освоении программы:
Первая трудность это
• Односложная речь. То есть, это речь, которая состоит из простых предложений (подлежащего и сказуемого). Дети затрудняются правильно и грамотно построить распространенное предложение.
• У детей отмечается недостаточный словарный запас. Детям сложно подобрать слова – признаки, слова - действия, наречия.
• Также отмечается бедная диалогическая речь: они затрудняются грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
• А так же им сложно в построении монолога: например, они испытывают трудности в составлении описательного рассказа на предложенную тему или сюжетного рассказа по картине, пересказать текст своими словами.
• В повседневной речи у детей отсутствуют интонации в речи (чаще повествовательные, труднее даются вопросительные и восклицательные, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Учитывая все это, я систематизировала работу над предложением в период обучения грамоте, как одно из средств развития речи дошкольников.
Цель моей работы обозначена на слайде
Цель: Способствовать формированию системы знаний у детей старшего дошкольного возраста о предложении как смысловой единицы речи.
Я определила несколько направлений работы с предложением, и первое из них:
• Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы речи.
2 направление:
• Развитие навыка составления распространенного предложения.
и 3 направление:
• Развитие навыка составления рассказа из предложений.
А теперь о каждом направлении подробнее:
1 НАПРАВЛЕНИЕ это Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы речи. Здесь решаются следующие задачи: вычленение предложения из потока речи, составление предложений и использование схем предложений.
Вычленение предложения из потока речи.
Здесь используются такие игровые упражнения как:
• «Определи где предложение, а где набор слов».
Сначала нужно объяснить детям, что такое предложение.
Предложение это несколько слов, которые выражают определенную мысль. (обладающее смысловой и интонационной законченностью).
Например: Девочка кормит кошку.
Если несколько слов (даже тех же самых) никакой мысли не выражают
Например: девочка кормить кошка, они не являются предложением, а просто набором слов.
Следующее упражнение:
• Определи где словосочетание, а где предложение.
Определить где словосочетание, а где предложение. Словосочетание это два или несколько слов, связанных меду собой по смыслу и грамматически. Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) словосочетанием не являются. Например: «сочный помидор», мы можем задать вопрос помидор (какой) сочный. Это является словосочетанием. Помидоры созрели - это предложение.
• Сосчитай сколько предложений в рассказе.
Предлагается готовый рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения : «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы : «О чем говорится вначале предложения? Что я сказала про сад? Что я сказала про детей?» И т. д.
Воспитатель предлагает еще раз послушать рассказ, и спрашивает детей сколько в нем предложений? Дети с помощью счетных палочек выкладывают. Сообщает что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Например: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».
Составление предложений
• Составление предложения с заданным словом (с двумя заданными словами). (например заданное слово «солнце». Составьте предложение так, чтобы слово «солнце» было в начале предложения. Солнце ярко светит. В середине. А теперь в конце предложения. Ярко светит солнце.
Составление предложения с двумя заданными словами: У нас в группе есть вот такие карточки, на которых изображены две картинки «курочка» и «яйцо», между ними вопросительный знак. Детям предлагается вместо вопросительного знака подобрать слово- действие, и составить предложение. Например «Курочка снесла яичко».
Так же используется игра «Карусель»
Здесь два круга соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Воспитатель называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, например: заданное действие (рисовать, на маленьком круге (мальчик). Получилось предложение «Мальчик нарисовал дерево».
• «Закончи предложение» (выбрав подходящую по смыслу картинку - слово.)
Воспитатель произносит предложение, а детям глядя на картинки предлагается закончить предложение выбрав подходящую по смыслу картинку. Например: «По небу летит (предлагается кораблик и самолет)». По небу летит самолет.
• «Предложение рассыпалось»
Воспитатель, показывает детям картинки заданного предложения и еще две картинки добавляет лишние, произносит их и говорит что предложение рассыпалось. Затем предлагает составить правильное осмысленное предложение из этих слов, подружить его. Например:
Мальчик идет домой.
• «Замени слово»
Воспитатель предлагает детям прослушать предложение, повторить его, заменив в нем только одно слово.
Например предложение : Дети идут в школу. Нужно заменить слово «дети» так, чтобы смысл предложения при этом не изменился. (ребята, школьники, первоклассники, ученики). Так же можно заменить слово – действие. Например: Дети иду из школы. (шагают, выходят, бегут).
• Составление предложения по «живым сценкам», (то есть по действиям, которые разыгрывают сами дети). Например «Настя поливает цветы»
• «Живые слова».
Слова в этой игре изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и предлагает каждому, выбрать каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети прочитывают задуманное предложение. Таким образом, в этой игре речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.
Составление предложений с использование графических схем.
Сначала, нужно объяснить детям, что первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы, поэтому начало предложения отмечается уголком. С большой буквы также пишем имена людей, названия городов, фамилий. Каждое слово обозначается черточкой (-). Все слова в предложении пишутся отдельно и следуют один за другим. В конце предложения ставится знак вопросительный, восклицательный или точка. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
• «Составь предложение и выложи схему»
Дети вместе с воспитателем придумывают предложениеи выкладывают схему к этому предложению.
• «Составь предложение по графической схеме»
В нашей группе используется планшет, на котором изображена графическая схема, состоящая из двух (трех или четырех) слов. Сверху над схемой кармашки, которые соответствуют количеству слов в предложении. Детям предлагается составить предложение и подобрать к нему картинки, вставив их в кармашки.
«Придумай предложение например со словом «снеговик»
В нашей группе используется планшет, на котором изображена графическая схема, состоящая из трех слов. Детям предлагается составить предложение так, чтобы слово снеговик было в начале предложения (вставив картинку). Например: Снеговика слепили дети. Или составить предложение так, чтобы слово снеговик было в середине слова. Например: Дети снеговика слепили.
В конце предложения : Дети слепили снеговика.
«Исправь ошибку в графическом обозначении предложения»
На доске выставляется графическая схема предложения заведомо нарушенная количеством слов. Детям предлагается найти ошибку, исправить ее. Так же может быть убрана точка или уголок.
Составь предложение по сюжетной картинке и выложи схему.
Выставляется сюжетная картинка. Детям предлагается составить по ней предложение и выложить схему.
2 НАПРАВЛЕНИЕ Развитие навыка составления распространенного предложения.
• «Лесенка предложений»
На доске выставляется сюжетная картинка, на которой изображен мальчик который ловит бабочку, рядом нарисована лесенка, на верхней ступени которой два деления, на следующей три деления и т. д. до пяти. Начальное предложение «Мальчик ловит». Далее детям предлагается распространить предложение, количество слов которого должно соответствовать количеству делений на ступеньках.
Например:
Мальчик ловит.
Мальчик ловит бабочку.
Мальчик ловит красивую бабочку.
Мальчик ловит сочком красивую бабочку.
• Составление предложений, с однородными членами.
Дети учатся распространять предложения за счет однородных членов.
Перед детьми наборы картинок : фрукты (груши, лимоны, бананы, апельсины, персики). Сначала составляются предложения о том, что нарисовано на картинке.
Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:
Мама купила в магазине груши, лимоны,бананы.
У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.
• «Предложение выражающее одну и ту же мысль по разному».
Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.
Короткое или длинное предложение.
Слов в предложении может быть разное количество, т. е. предложения бывают длинные и короткие. Например: «Оля читает бабушке интересную книгу» - это длинное предложение, детям предлагается сократить предложение последовательно до четырех слов, трех и затем двух, но сохраняя основное содержание, например:
Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу.
Оля читает бабушке.
Оля читает. – это короткое предложение.
• «Предложение с использованием союза»
Воспитатель произносит начало предложения, дети продолжают.
Мальчик заплакал, потому что:
У Саши заболело горло, потому что:
• Составление предложения с предлогом.
Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, над, под нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». «Я положил книгу в ящик».
Знакомлю детей со схематическим обозначением предлогов и постепенно ввожу все предлоги в предложения.
На первом году обучения мы не знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях.
3. НАПРАВЛЕНИЕ развитие навыка составления рассказа из предложений
• Игра «Нелепицы»
Дети составляют по картинкам предложения – чего быть не может, затем исправляют ошибки автора.
• Рассказа по серии сюжетных картин.
Выставляется серия сюжетных картинок, а затем детям предлагается составить предложения в правильной последовательности. Составить рассказ.
• Составление рассказа, располагая предложения в правильной последовательности
Детям даются карточки с картинками, они должны составить первое предложение, второе, третье и четвертое предложение. А потом из этих предложений составить рассказ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Таким образом, целенаправленная работа по подготовке к обучению грамоте в детском саду является основой для дальнейшего успешного обучения дошкольников в школе.