Марина Кравцова
Отчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей наработкой по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русского народа в процессе ознакомления с тряпичной куклой». Возможно, кому-то понадобится. Тема, на мой взгляд, интересная и актуальная.
Актуальность:
Приобщение детей к традициям русского народа является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, знакомятся с историей России.
Публикация «Отчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа, его традиции, праздники. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.
Цель:
Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство гордости за её народ, культуру, традиции, развивать терпимость к особенностям и традициям людей разных национальностей;
- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
- формировать представление о том, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, нитяная кукла, кукла из травы, берестяная кукла);
- формировать представление о русской избе, быте, традиционном русском костюме (женский и мужской);
- познакомить детей с праздниками и традициями русского народа;
- продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: сказками, пословицами, поговорками; с произведениями национального эпоса: легендами, былинами;
- продолжать знакомить с народным искусством; народными играми.
Результат работы за отчетный период :
В начале работы по данной теме составила перспективный план работы с детьми старшей группы.
Свою работу начала с ознакомления детей с бытом русского народа, с жизнью деревни, с русской избой через презентацию «Своя избушка – свой простор».
На прогулках в осенний период собирали с детьми природный материал : стригли траву, собирали ягоды рябины. При знакомстве с русским народным костюмом изготовили с детьми традиционное женское украшение «Рябиновые бусы», плели из нитей кушак для костюма куклы «Мокредины». Из стриженой травы изготовили куколку «Стригушку».
В речевой уголок подготовила тематические альбомы «Русский народный костюм» и «Ложечка точеная – ручка золоченая» (о предметах быта). Знакомила детей со сказками и легендами об обрядах русского народа: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Матушкина куколка», «Терешечка».
В цикле бесед о семье и семейных ценностях, знакомила детей с обережными куклами, покровителями семейного очага и ремесел - «Кузьма и Демьян». Изготовили для малышей куклу «Зайчик на пальчик». Продолжала знакомить детей с устным народным творчеством: сказки, поговорки, пословицы о семье, труде, погодных явлениях.
Знакомила детей с праздничными традициями русского народа «Рождество» и «Святки». Изготовили с детьми традиционную народную куклу «Рождественский ангел». Совместно с музыкальным руководителем организовала и провела для детей рождественские посиделки с традиционным русским колядованием. В процессе подготовки знакомила детей с куклой Козой и куклой Колядой.
Приобщая детей к миру общечеловеческой культуры, знакомила ребят с праздником Масленицы, изготовила с детьми куклу «Домашняя Масленица». Продолжала знакомить детей с народными промыслами: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушкой. Народными росписями: хохломской, Городецкой, гжельской, жостовской.
Способствуя погружению детей в культуру русского народа, разучивали с детьми весенние заклички, изготовили нитяные куколки Мартинички для обряда закликания весны. Познакомила детей с традиционным весенним праздником Сороки (кукла Птица Радость). Знакомила детей с народными поверьями о медведях.
Говорила с детьми о символе России – березе. Об использовании березы в древней Руси: изготовление посуды, мебели, игрушек. Презентация «Во поле березка стояла…». Рассматривали с детьми богородские игрушки, берестяную посуду. Познакомила детей с куклой «Берестушкой».
В завершении работы создали с детьми мини – музей «Куколки из сундучка».
Подготовила консультацию для родителей: «Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре»; привлекла к сбору материала (ткань, нитки, ленточки, тесьма, вата и т. д.); оформила наглядную агитацию: фотогазеты, папки-передвижки, альбомы; организовала выставки совместного творчества; ежемесячный «Народный календарь».
Своих куколок я представляла в городской выставочный зал. Мои работы и работы детей были представлены на городском Фестивале - конкурсе "Фестиваль национальных культур". Были награждены дипломами за 2-е и 3-е место.
Вот некоторые мои куколки: