Анна Мишина
Индивидуальная работа по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи.
(Из опыта работы)
Основным средством формирования правильной грамматической речи у детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Они не продолжительны (от 5 до 10 минут). Старалась проводить их непринужденно, живо, чаще всего в игровой форме, не пользуясь сложной грамматической терминологией.
Публикация «Индивидуальная работа по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Для каждой возрастной группы в соответствии с программными задачами старалась подбирать дидактические игры, упражнения, рассказы с трудными словоформами, а также наборы игрушек, сюжетные и предметные картинки, фланелеграф, книжки-ширмы для иллюстрирования дидактических рассказов.
К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но тем не менее ошибки в речи еще встречаются : например, неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительным падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок. Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, вместо у мамы, у папы.
Для усвоения родительского падежа существительных множественного числа подбирала предметы, названия которых выражено существительным с нулевым окончанием или картинки с изображением животных и их детенышей и использовала в играх. Решению этой задачи способствовали игры: «Кого кормит девочка?» (кур, гусей и т. д.); «Чего не стало?» (груш,карандашей, окон, столов и т. д.) - на другом дидактическом материале.
Упражняла детей в согласовании существительных с числительными один, одни, одно или с местоимениями мой, моя, мое (один персик, одно яблоко, мое пальто и т. д.). Так в дидактической игре «Три линейки» дети должны были правильно поставить предметы, изображенные на картинках: на верхней линейке (один дом, лист); на средней линейке (одна елка, чашка); на нижней линейке (одно яблоко, ведро).
Старших дошкольников учила образовывать (по образцу) однокоренные слова: дом-домик-домище; и т. д. Затем можно показать детям на фланелеграфе сказку «О двух братьях» А. Рыбакова.
Для активизации в речи детей относительных и притяжательных прилагательных типа
Лисий, березовый, липовый, бабушкин, мамин употребляла упражнения только с использованием наглядного материала. Например: «С какого дерева лист» (лист березы- березовый, ветка ели- еловая). «Чьи эти вещи? (бабушкина сумка, папина шляпа). «Что за зверь?». Это способствует повышению интереса у детей и лучшему усвоению программной задачи.
Для закрепления употребления в речи причастий использовала следующие дидактические упражнения: «Придумай предложение» (с картинками); «Прыгающие зайцы».
В подготовительной группе продолжала закреплять полученные навыки составления предложений: по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают по картинкам и демонстрируемым действиям.
Для совершенствования умения детей составлять сложноподчиненные предложения использовала следующие игры и упражнения: дидактическая игра «Телефон», где дети друг другу говорят что-то, спрашивают о чем-то, а потом о сказанном составляют предложения: например, Петя сказал, что сегодня плохая погода, Ирина попросила, чтобы я дала ей краски и т. д. : дидактическое упражнение «На остановке», «Дополни предложение», например, мы поливаем цветы на клумбе, потому что, для их роста нужна влага. Игры эти сложные, не все дети сразу могли подобрать слова и правильно оформить предложения. Лишь после неоднократного повторения их на занятиях и в свободное время дети могут справиться с такими заданиями.
С трудностями встречалась в работе с детьми данной возрастной группы по обучению высказыванию одной мысли разными словами. Например, давала несколько вариантов высказываний (по одной и той же картинке или ситуации) – Дети веселятся. Дети рады. Дети запрыгали от радости. Дети запрыгали, потому что, обрадовались). Затем ребята пытаются самостоятельно составить предложения, но уже по другой картинке. При повторении подобных упражнений использовала наглядный материал (сложные картинки, фланелеграф). Некоторые дидактические упражнения и игры проводила в сочетании с пересказом коротких текстов или составлением рассказов.
На занятиях такого типа упражняла детей в построении предложений. Например, в упражнении «Скажи по-другому» детям называла предложение: Мы не пошли гулять из-за метели. Дети в ответ придумывали свои предложения: Мы не пошли на прогулку, потому что, началась метель. Началась метель и мы не пошли гулять.
Систематическая работа по формированию грамматически правильной речи детей, конечно, дает свои результаты. Дети начинают грамотнее высказываться, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений, особенно при составлении рассказов.