Ирина Череданова
Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста
План:
1. Актуальность.
2. Цели и задачи.
3. Условия реализации (перечень дидактических игрушек, игр и пособий для детей группы раннего возраста).
4. Методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста.
1. Актуальность.
Публикация «Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста» размещена в разделах
Ранний возраст-важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательноек отношение к людям, творческие возможности. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Изменение социальной среды (поступление ребенка в детский сад) сказывается на физическом и психическом здоровье детей, особенно раннего возраста. Чтобы облегчить адаптационный период, необходимо создать для малыша особый, эмоционально комфортный климат в группе, правильно организовать деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый, взрослый-ребенок», обязательно включающий игрушки, игры и упражнения.
Дидактические игрушки- это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это задачи на развитие восприятия, памяти, мышления, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка появляются с первых дней его жизни. Они помогают ребенку найти эмоциональный комфорт, облегчить душевное состояние, поднять настроение: развеселят плачущего, ободрят робкого, успокоят расшалившего, помогут расслабиться рассерженному ребенку.
2. Цели и задачи.
Основная цель: снизить напряженность периода адаптации, помочь освоиться в новой обстановке, привыкнуть к общению с незнакомыми детьми, создать эмоционально-комфортную атмосферу.
Занятия с дидактическими играми и игрушками решают следующие задачи:
- снятие эмоционального и мышечного наряжения, снижение излишней двигательной активности, агрессии;
- создание условий для взаимоотношений и взаимодействий с другими детьми и взрослым, развитие коммуникативных навыков;
- сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);
- развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия);
- развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
3. Условия реализации.
Дидактический стол.
В нашей группе дидактический стол представляет собой стеллаж с ящиками, дверцами и «окошками» для размещения дидактических пособий. Верх у стола оформлен в виде «поля» четырех основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый. На этом поле дети учатся раскладывать предметы по цвету, создают постройки из строительного материала основных цветов, играют с дидактическими игрушками.
Дидактические игрушки.
Трудно переоценить значение игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними.
Для этой же цели у нас в группе имеется панно со всевозможными крючками и винтиками. Игры с элементами этого панно развивают мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения.
Важно учитывать, что дидактические игрушки развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение…
В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов (деревянных и пластмассовых). С помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты, домики и башенки с обыгрыванием постройки.
Малышу также можно предложить «почтовые ящики» разных цветов, представляющие собой пластиковые ящички, в которые складываются «посылки» (предметы) такого же цвета.
Погремушки, юла, свистульки, неваляшки, бубны- все это музыкальные игрушки. Их назначение- способствовать развитию музыкального слуха, ритма.
Интерес у малыша вызывает мозаика. С ребенком можно, строить домик, цветочек, дорожки. Хороши также, интересны детям врезки, вкладыши, шнуровки, деревянные фигурки для нанизывания на шнурок.
Незаменим и «волшебный мешочек», с вложенными в него игрушками и формами, которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь.
Дидактические игры.
«Шарик для куклы», «Зонтик для зайки» (определение цвета предмета по образцу)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную форму)
«Найди пару» (предлагается ребенку подобрать шарфик и варежки определенного цвета)
«У ежика- колючки», «Подбери по цвету», «Сушим платочки», «Повесь ленточку» (предлагается ребенку подобрать прищепки определенного цвета)
«Найди предмет указанной величины», «Большой-маленький», «Парные картинки» (ребенку предлагается подобрать предметы по размеру)
«Длинная- короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине)
«Разноцветные стаканчики» (предложить положить стаканчики, начиная от самого большого)
«Почтовый ящик» (распределить игрушки разных цветов по четырем разным ящикам в зависимости от цвета)
«Лото» (показывая изображение предметов одного цвета ребенку необходимо подобрать для него цветовое поле)
Занятия с дидактическими игрушками и играми формируют познавательную активность детей.
4. Методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста.
Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения.
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. Эти особенности возраста заставляют строить игру на основе беседы, показа материала, побуждении малышей к действиям, которые им интересны. Необходимо помнить о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.
Специфические особенности раннего возраста предъявляют массу требований к воспитателю:
- необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности и быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.
- важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, положительное отношение к тому, что и как он делает.
- важным условием является сочувствие и переживание, умение слушать ребенка. Это позволяет войти в его внутренний мир.
- необходим индивидуальный подход педагога к каждому малышу, он имеет решающее значение, т. к. воздействие взрослого должно быть адресовано лично каждому. Ребенку нужны взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.
Еще одна особенность работы- неэффективность любых чисто вербальных методов. Всяческие инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Только собственной увлеченностью можно передать интерес ребенку.
В работе с детьми раннего возраста воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах: организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.
В дидактических играх, играх с дидактическим материалом используются приемы наглядно - действенного обучения: показ, объяснение способов использования материалов и игрушек, включение речевых и двигательных поручений. Дети достают и называют игрушки, их цвет, отгадывают предметы на ощупь. Активность детей поддерживается с помощью разнообразных вопросов детей и поручений.
В играх с дидактическими игрушками, кроме дидактических есть еще и игровые задачи, игровые действия, правила игры. Познавательные задачи дидактической игры решается не прямо. Они связываются с занимательным началом, игровыми действиями. Педагог использует интерес детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, к смене действий, к поиску предметов, отгадыванию. Развернутого действия во многих играх еще нет, и они проводятся по форме поручения.
Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.
Вывод: с детьми раннего возраста нельзя проводить занятия и игры, когда воспитатель что-то показывает, объясняет, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку парализуют собственную активность детей. Задача педагога- стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Необходимо эмоциональное вовлечение детей, включенность взрослого в нужные действия.