Лидия Васильевна Шигеева
Использование дидактических игр по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая деятельность дошкольников – игровая.
Игровая деятельность:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя речи;
- формирует навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- развивает память, внимание, мышление.
Публикация «Использование дидактических игр по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Спектр целевых ориентаций дидактической игры :
- обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
- развивающие : развитие внимания, памяти, мышления, умение сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. Решение данной проблемы задач осуществляется через различные мероприятия с детьми. Цель одна: поиск эффективных приёмов повышения качества речевого развития. Прежде всего – это создание развивающей предметно – пространственной среды т. е. создание комфортабельной обстановки, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявления самостоятельности, инициативности, творчества. Одной из составляющих развивающей среды является уголок по развитию речи в группе, где расположен весь необходимый материал для детей: д/игры, предметно – схематические модели, графические схемы предложений, ребусы.
Для решения речевых задач я использую занимательные д/игры и упражнения. Это доступный, полезный и эффективный метод обучения, который может использоваться при усвоении любого программного материала и проводится как индивидуально, так и на групповых занятиях. Может проводиться в любое время.
В группе есть дети, которые нуждаются в коррекции автоматизации и дифференциации звуков. На этапе автоматизации используются упражнения в стихотворной форме. Стихи максимально насыщены закрепляемым звуком, а те с которыми они часто смешиваются – исключены. Например: «Звук (З, звук (Ж) – исключё н:
Забрёл зайчонок за забор – Он за козой забрёл во двор.
Залаял издали Трезор, - «Куда залез? Позор! Позор!».
Например: Звук (Ж, а звук (з) исключё н:
Ай да умница Надежда! Вся поглажена одежда.
Отутюжен и жилет, и оранжевый жакет.
Как правильно работать над упражнением в стихотворной форме: воспитатель читает стихотворение целиком, затем по частям. При повторном чтении ребёнок повторяет за воспитателем каждую стихотворную строку. Дети с хорошей памятью могут сразу же повторять двустишие или четверостишие. После первого прослушивания можно попросить ребёнка назвать слова, в которых слышится звук, закрепляемый на данном этапе. Автоматизация звука и его последующая дифференциация являются последовательными задачами этапа системы работы по формированию правильного произношения. Для автоматизации и дифференциации звуков в группе подобраны специальные игровые упражнения, при использовании которых можно предупредить и исправить различные нарушения звукопроизношения.
На этапе развития фонематического слуха используются д/игры как индивидуально, так и с подгруппой детей. Д/игры «Собираем пуговицы» и «Волшебный сундучок» упражняют детей в названии слов на заданный звук. Сначала играющие дети называют по одному слову, затем по два, а затем уже по три и опускают пуговицы в сундучок. Далее с усложнением проводятся игры «Сумка – задумка», «Чудесная удочка» (ловят на удочку картинки и называют «что это или кто это», определяют, на какой звук начинается слово или заканчивается.
Далее проводятся игры и упражнения на совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Задания на проведение звукового анализа слов даются с постепенным усложнением. Д/игра «Каждому звуку своё место» : детям даётся картинка дома с тремя окошками и предлагается заселить слово в новый дом, каждый звук хочет иметь свою отдельную комнату. Затем дети упражняются в звуковом анализе слов, состоящих из четырёх звуков (игра прилагается).
В группе детского сада дети находятся в постоянном общении. Наблюдение за детьми в процессе игр, бесед, самостоятельной деятельности показало, что у некоторых детей беден словарный запас. На помощь приходят игры – разминки, которые можно проводить в самом начале занятия и в любое другое время. Такие игры как «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д. Эти игры способствуют развитию слуховой памяти и расширению словарного запаса. Далее игры с усложнением. Такие как «Третий лишний», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Продолжи ряд» и многие другие. Такие игры как «Наоборот», «Какое что бывает», «Найди лишнее слово», «Кто что делает» учат детей употреблять в речи прилагательные, глаголы.
Научить ребёнка правильно употреблять в своей речи имена существительные, согласовывая их в роде, числе и падеже помогают игры «Кого не стало», «Чей голосок», «У кого что есть». Грамотная, связная речь ребёнка – это залог успешного обучения в школе. Научить правильно, последовательно выражать свои мысли, умению рассуждать и логически мыслить помогают упражнения «Выдели одно», «Для чего это нужно», «Вербальные аналогии». Например: взрослый предлагает ребёнку подумать «Какая связь между двумя словами «лодка» и «лето?». (На лодке катаются летом). Варианты заданий: яйцо – скорлупа; картофель - … (шелуха); ложка – каша; вилка - … (мясо); ухо – слышать; зубы - … (жевать).
С целью развития у детей связной речи используются схемы для составления предложений. Сначала предлагается схема предложения состоящего из двух слов, даётся картинка и задаётся вопрос «Кто это?». Составляется простое предложение: ребёнок называет кто это? или что это? Например: Это собака. Далее вопрос «что она делает?» «Лает». Получилось предложение: «Собака лает». Вопрос: «Как может лаять собака?» «Громко». Получилось предложение «Собака лает громко». Д/игры «Закончи предложение», «Придумай предложение» или «Я начну, а ты закончи» способствуют умению составлять предложения разной сложности и использовать их в своей речи.
Все д/игры по развитию речи – многоцелевые. Поэтому к ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. Использование принципов систематичности и последовательности, занимательности и наглядности, личностно – ориентированного подхода к детям, учёта их возрастных особенностей позволяет добиваться реализации программы по речевому развитию дошкольников.