Ирина Береза
Использование дидактических игр и пособий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИГРЫ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ?
Конечно же, нет!
Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». У каждого ребенка наблюдается потребность в игре.
Публикация «Использование дидактических игр и пособий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
В игре происходит развитие всех сторон личности — умственных способностей, моральных качеств, творчества. В игре все эти качества формируются в единстве и взаимодействии. С одной стороны, от богатства замысла игры, степени увлеченности этим замыслом зависит сила эмоций, умственного и волевого усилия, организованность каждого участника игры. С другой стороны, без хорошей организации детского коллектива невозможно успешное развитие игры.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Дидактическая игра является одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Работая с детьми, изучая литературу, я пришла к выводу, что я лучше добьюсь расширения и закрепления знаний, если буду в работе больше использовать занимательных упражнений, различных дидактических игр и пособий.
Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования математических представлений у детей. Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «3 медведя» и т. д.). Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. (ФОТО) В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке.
Последнее время детям очень нравится дидактическая игра, которая называется «Обучающий планшет». (ФОТО) Дети с большим удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр и цветов.
При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов»; например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. ( Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Также использую такие игры : «Собери бусы». (ФОТО) Я думала игра заинтересует только девочек, но мальчики не отстают, собрав бусы они их примеряют на девчонках. Дети собирают бусы по-своему, кто одного цвета, а кто чередует по форме и по цвету. Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику рук, дети запоминают цвета, считают сколько у кого бусин на ленте. Игра «Пришей к пальто пуговицы», цель игры, это определить, какие и сколько пуговиц, к какому пальто нужно «пришить». (ФОТО) Для этого необходимо сосчитать количество петелек на каждом из них и количество пуговиц, а также подобрать нужную шапочку к пальто.
Недавно приобрели игру «Твистер», радости детей не было предела, каждый хотел поиграть. (ФОТО) Цель игры: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
Также на ориентировку пространства ребята с удовольствием играют в игру «Найди цветок». (ФОТО)
Закрепляя геометрические фигуры использую игры : «Геометрическое лото», «Кодирование фигур». Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольник, кругов». (ФОТО)
Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек и т. д. (ФОТО)
По разделу «Количество и счет» также использую дидактические игры. Например: «Назови число на единицу больше меньше». Интересно проходят игры - «Какое число я задумала», «Назови соседей».
При формировании циклических представлений я могу предложить такие дидактические пособия, как «Что сначала, что потом» ( 2 ФОТО: -вчера, сегодня, завтра и – утро, день, вечер, ночь); запоминаем через образ времена года, месяцы (ФОТО, как здесь можно наблюдать Месяца, Времена года и сам Год изображены в виде людей, что способствует лучшему запоминанию.
Изучаем дни недели с помощью пособия «Неделька». (ФОТО)
Также был создан календарь природы выполнен в виде часов, и имеет три уровня (со своими стрелочками) : 1. уровень - времена года, 2. уровень - месяца года, 3. уровень - дни недели. (ФОТО)
Очень часто на своих занятиях я использую задачи - шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющие знания. Такие задачи - шутки используем в проведении математических досугов. Например: «Сколько орехов в пустом стакане?», «Сколько лап у двух медвежат?».
Очень интересна игра с блоками Дьенеша. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах. (ФОТО)
Единство содержания обучения и развития обеспечивала созданная в группе предметно-развивающая среда, продуманная таким образом, что весь материал давал возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивал развитие познавательных интересов и грамотности дошкольников. Созданная предметно-развивающая среда соответствовала возрастным особенностям детской деятельности. (ФОТО)
Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, книги для самих занятий, числовые лото, календари, магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д.
Важным условием моей работы является ознакомление родителей с развивающим дидактическим материалом и мотивация их к изготовлению и использованию данных пособий и игр.
В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
Итак, использование разнообразных игр, игровых упражнений с применением дидактического наглядного пособия стимулируют умственную активность детей, формируют основные математические представления и понятия : как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения, вооружают детей приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением, развивают психические познавательные процессы, а значит, способствуют более успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время планирую приобрести цветные счётные палочки Кюизенера для дальнейшей работы с детьми, так как использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности также совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятию математикой, а также способствуют развитию умственных способностей дошкольников.