Ултай Уксукбаева
НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Турне по карте»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель высшей категории: Уксукбаева Ултай Хасеновна МДОУ «Ц. р. р. – д/с135» г. Магнитогорска
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Турне по карте»
Тема: «В гости к кенгуру (в Австралию)».
Задачи: Обучающие:
• сформировать у детей представление об Австралии как части света, познакомить с ее ландшафтом, флорой и фауной;
• учить составлять синквейн.
Развивающие:
Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии „Турне по карте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• развивать с помощью географической карты представления о земном шаре;
• совершенствовать речь, умение свободно и четко высказывать мысли;
• развивать познавательную активность, умение получать информацию из разных источников (во время бесед и дискуссий, в ходе эксперимента, с помощью книг и т. д.);
Воспитательная:
• воспитывать уважительное и бережное отношение к представителям животного мира планеты.
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы (сказки Р. Киплинга «Приключение старого кенгуру», А. Макалистер, Ч. Фьюдж «Вот ты где, Вомбатик!», Л. Риис «Про коалу Ушастика, черепаху Сарли и Карроинги-эму»);
• поиск информации детьми совместно с родителями о животных Австралии: коале, эму.
Оборудование: презентация «Путешествие в Австралию»; карта для детей «Животный и растительный мир земли», сундучок с контурными картами (по количеству детей, карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал, карта Земли (или глобус, цветные флажки для прокладывания маршрута на карте (или маркеры, контурный карты с изображением карты мира.
Ход деятельности:
(На столе в группе лежит бутылка, внутри которой – письмо. Часть письма размыта водой.) Педагог: Ребята, посмотрите на эту бутылку. Там внутри что-то есть. Как вы думаете, что?
(ответы детей)
Педагог: Наверное, там письмо. Давайте достанем его. (Аккуратно вытаскивает из бутылки письмо.) Ой, часть текста размыта водой. Давайте прочитаем то, что видно: «Здравствуйте, друзья! Пишет вам кенгуру. Я живу на самом большом и красивом острове в далекой А…» Здесь часть текста размыта. «Я приглашаю вас к себе в гости познакомиться с нашими растениями и животными. Приезжайте. Ваш кенгуру». Нас в гости приглашает кенгуру. Но непонятно, где он живет. Где нам его найти? В нашей стране водится кенгуру? (ответы детей)
Слайд 1
Педагог: А где он обитает, как вы думаете?
(Дети высказывают предположения. Если они затрудняются с ответом,
воспитатель предлагает рассмотреть карту «Животный и растительный мир земли».)
Педагог: Да, кенгуру обитает в Австралии. А где находится Австралия? Покажите на карте.
(Дети показывают на карте Австралию)
Слайд 2
Педагог: Как вы думаете, кто еще обитает в Австралии? Кто-нибудь из вас был в Австралии? А хотите побывать?
(Дети рассказывают, что они знают об Австралии и откуда)
Педагог: Давайте мы сейчас отправимся на родину кенгуру.
Педагог: Прежде чем отправиться в путешествие, нужно наметить его маршрут. Сначала найдем на карте место, где мы сейчас находимся, – это пункт отправления. Покажите на карте наш город
(Дети показывают на карте (глобусе) место, где они живут.)
Педагог: Поставим на это место флажок. Второй флажок поставим на Австралию – это пункт прибытия. Оставшимися флажками проложим маршрут от пункта отправления до пункта прибытия.
Слайд 3
Педагог: Давайте подумаем, на чем можно добраться до Австралии? (ответы детей)
Педагог: А на каком транспорте добраться до Австралии будет быстрее всего? (ответы детей)
Педагог: Правильно!
Физкультминутка «Полет в Австралию»
Дети вслед за педагогом проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.
Педагог:
В понедельник или в среду (Вращают руками, изображая моторы.)
Я в Австралию поеду! (Машут руками.)
Подружусь я с кенгуру, (Складывают руки в замочек.)
Поиграю с ним в игру! (Хлопают ладонями, поочередно каждой рукой, по коленям.)
Мышцы с ним понапрягаю, (Не разжимая кулаки, вытягивают пальцы.)
Попугаев попугаю! (Сжимают и разжимают кулаки.)
По тропинкам по горячим («Бегают» пальчиками по столу.)
Побежим мы и поскачем! (Топают ногами.)
Педагог: Мы долетели до пункта назначения. Австралия – самый большой в мире остров и самый маленький континент. Ее берега омываются двумя океанами: Индийским и Тихим. Сейчас мы познакомимся с растительным миром Австралии.
Слайд 4
Педагог: В Австралии большие по протяженности эвкалиптовые леса. Они насчитывают до 600 разных видов эвкалиптовых деревьев. Эвкалипт называют «зеленым великаном» : он огромного размера, высота его более 100 м (примерно 25-этажный дом). Эвкалипт очень быстро растет: за один год вырастает почти на 5 м. Это удивительное дерево, так как на разных ветвях растут листья различной формы: на молодых ветвях – округлой, а на ветвях постарше – жесткие, продолговатые, причем они всегда повернуты ребром к солнцу. Благодаря этому дерево долго может сохранять в себе влагу. Эвкалипт – вечнозеленое растение (как наша елка, но раз в году он меняет кору. После жаркого лета кора становится бурой, отходит от древесины ствола и падает на землю. После этого ствол становится гладким и отсвечивает различными цветами радуги.
Педагог: А теперь познакомимся с животными Австралии. Посмотрите на карточки-иллюстрации и отгадайте, о каком животном говорится в следующем стихотворении:
Заброшена Австралия почти на край земли,
Поэтому Австралию не так давно нашли.
А чтоб не потеряли их на век или на сутки,
Все жители Австралии с собою носят сумки.
Большие или маленькие, авоськи или сетки,
Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки. (А. Усачев)
Какое животное носит с собою «сумку»? (ответы детей)
Слайд 5
Педагог: Правильно! А вот и наш знакомый кенгуру. Его называют сумчатым животным. А что вы знаете о кенгуру? Как он выглядит, передвигается? Как ухаживает за детенышами? Чем питается? (ответы детей)
Слайд 6
Педагог: Кенгуру скачет на задних лапах, которые крупнее и сильнее, чем передние. Если кенгуру никуда не торопится, то передвигается на четырех лапах. Хвост у него длинный, толстый у основания. Во время прыжка кенгуру удерживает с его помощью равновесие, а в спокойном состоянии опирается на него. У него рождается один или два детеныша, которые 6–8 месяцев проводят в сумке у мамы. Питается кенгуру травой. Посмотрите, кто изображен на следующей картинке (ответы детей)
Слайд 7
Педагог: Есть в Австралии еще одно удивительное животное – утконос. Какое странное название! Скажите, почему его так назвали? (ответ детей) Педагог: Тело у утконоса приземистое, коротконогое; хвост уплощённый, похож на хвост бобра, но покрыт шерстью. В хвосте утконоса, откладываются запасы жира. Мех у него густой, мягкий. Голова круглая. Морда утконоса вытянута в плоский клюв, но не жёсткий как у птиц, а мягкий, покрытый кожей. Лапы у утконоса пятипалые, приспособленные как для плавания, так и для рытья земли. Для плавания утконос использует не задние лапы, как другие полуводные звери, а передние. Задние лапы в воде выступают в роли руля. Отыскивая добычу, утконос во время подводной охоты непрерывно водит головой из стороны в сторону. Утконос, как и все звери, кормит своих детенышей молоком, но вылупляются они из яиц, как у птиц или пресмыкающихся. Слайд 8 Педагог: Это собака динго. Чем отличается от обычных собак?
(Дети рассказывают, что знают о дикой собаке динго. Воспитатель обобщает их ответы.)
Педагог: Динго – дикая собака. В Австралии запрещено держать динго в качестве домашних животных. Они не умеют лаять, но способны рычать и выть. Это хищные животные: питаются ящерицами, птицами, кроликами, нападают на кенгуру. Любят овец, поэтому австралийские фермеры борются с ними.
Расскажите, каких еще животных Австралии вы знаете?
(Два воспитанника по очереди рассказывают о коале и эму, сопровождая свои рассказы презентациями.)
Педагог: В Австралии живут необычные, яркие птицы.
Слайд 9 Педагог: Казуар — птица, высотой с человека. Она не умеет летать, поэтому живет на земле. Питается казуар ягодами и корнями растений. Умеет постоять за себя — брыкается одновременно обеими ногами, вооруженными острыми шпорами. Слайд 10 Педагог: А вот и волнистые попугайчики. Эти птички настолько хорошо чувствуют себя в неволе, что стали самыми распространенными домашними любимцами после собак и кошек. Они очень неплохо понимают и воспроизводят человеческую речь.
Педагог: Давайте в конце путешествия составим синквейн об Австралии. Что такое синквейн?
(ответы детей)
Педагог: Синквейн (от франц. слова – «пять») – это стихотворение, состоящее из 5 строк. В нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит правильно использовать понятия и высказывать свое отношение к ним всего в пяти строках. Другими слова, все, о чем мы сегодня с вами говорили, нужно представить в 5 строках. Но сначала нужно выбрать главное понятие. Про кого будем составлять синквейн? (ответы детей) Дети составляют синквейн, педагог подводит итог.
Педагог: Кенгуру
быстрый, забавный
Прыгает, опирается, питается
Носит своего детеныша в сумке
Млекопитающее
Педагог: Молодцы, у вас хорошо получилось.
Педагог выносит сундучок. Педагог: Посмотрите, какой интересный сундучок. Как вы думаете, что там? (ответы детей). Воспитатель достает из сундучка контурные карты. Педагог: Возьмите эти контурные карты и закрасьте на них Австралию (одним цветом по выбору). Потом наклейте подходящие картинки животных или растений. Дети самостоятельно выполняют задание.
Педагог: А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. Слайд 11 Педагог: Ребята, вы молодцы, отлично справились. А вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового? Куда бы вы еще хотели отправиться в путешествие? (ответы детей)