Любовь Колесникова
Остеопатическая гимнастика — средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Остеопатическая гимнастика — средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Чтобы ребёнок был здоровым и счастливым,
надо просто удовлетворять его потребности
Л. С. Выготский
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Публикация «Остеопатическая гимнастика — средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
На данный момент существует много разнообразных форм и видов деятельности, которые направлены на сохранение и дальнейшее укрепление здоровья детей. Этот комплекс в настоящее время получил название «здоровьесберегающие технологии» или «остеопатическая гимнастика», которые подразумевают непосредственное обучение дошкольников простым приёмам здорового образа жизни. Данный гимнастический комплекс разработан специалистами Академии развития ребёнка под руководством профессора В. Л. Адрианова (основателя российской школы остеопатии).
Остеопатия – это восстановление структуры через нормализацию макро- и микродвижений.
Целью остеопатической гимнастики является восстановление баланса между всеми системами организма, активизация его защитных сил, повышение уровня адаптации и сопротивляемости человека к любым нежелательным воздействиям и, в конечном счёте, повышение качества жизни.
Остеопатическая гимнастика заключается в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекающих весь организм ребёнка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. За счёт работы конечностей и дыхательных упражнений, эти движения передаются на оболочки и кости черепа, нормализуют первичное респираторное дыхание нервной ткани, восстанавливаются ассоциативные связи головного мозга. Одним из видов, используемых в нашем ДОУ комплексов гимнастик пробуждения, стала остеопатическая гимнастика, корригирующая ортопедические и психомоторные нарушения у детей. Остеопатическая гимнастика представляет собой набор разнообразных поз и движений в сочетании с правильным диафрагмальным дыханием. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию и проводится воспитателем после сна в постелях каждый день в старшей и подготовительной к школе группе. Её отличает «техническая» простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта. Также гимнастика пробуждения включает такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног. Длительность остеопатической гимнастики составляет от нескольких минут до нескольких десятков минут, а минимальная продолжительность от 7 до 15 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. И если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.
Главное правило при выполнении остеопатической гимнастики – это исключение резких движений, вызывающие растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружения. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, готовлю валики из махрового полотенца размером 45 х 110 см, скатанные в трубочку на каждого ребёнка. Можно также сшить валик для детей с учётом длины шеи. В 15. 00. дети просыпаются под звуки музыки, что создаёт радостный эмоциональный фон. Это позволяет вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Важно отметить, что, внедряя развивающие формы оздоровления дошкольников, провожу в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Таким образом, одновременно решаю несколько задач: оздоровление детей, развитие двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — всё это доставляет воспитанникам огромное удовольствие.
Считаю, что остеопатическая гимнастика позволяет максимально компенсировать негативное воздействие современной экологии и стрессов, а при регулярном выполнении усиливает эффект необходимого остеопатического лечения, помогает скорректировать все системы организма дошкольника, улучшить самочувствие и даже поднять настроение.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА
Гимнастика в постели.
Потягивание. («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»). И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой, можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.
Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И. п. - лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.
Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»). И. п. - сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить три-четыре раза.
Потягивание. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.
Отдыхаем. И. п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить три-четыре раза.