Папки-передвижки

Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Валентина Дмитриева
Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Известно, что у детей, имеющих уровень двигательной активности в 2-3 раза ниже гигиенической нормы, наблюдается целый ряд отклонений в состоянии здоровья – нарушение обмена веществ, низкая иммунобиологическая реактивность, повышенная заболеваемость, низкие показатели работоспособности.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду является неотъемлемой составной частью формирования здорового образа жизни детей. Поэтому внедрение в педагогический процесс ДОУ здоровьесберегающих технологий достаточно значимо и актуально на сегодняшний день. В основе применения здоровьесберегающих технологий мы определили актуальность разработки, внедрения и апробирования нестандартного оборудования в условиях детского образовательного учреждения на занятиях физической культуры, различных оздоровительных мероприятий проходящих в спортивном зале, на улице и территориях групп.

Публикация «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство оздоровления детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: создание оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования, способствующего воспитанию культуры здоровья дошкольников.

Задачи проекта:

1. Разработать и изготовить оборудование

2. Активно использовать его в совместной и самостоятельной деятельности

3. Обобщить и распространить опыт работы по созданию нетрадиционного физкультурного оборудования двигательной среды.

Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны физкультурные занятия. Увеличение двигательной активности дошкольников возможно, как за счет изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счет применения - нестандартного оборудования на физкультурных занятиях и на протяжении всего режимного дня.

При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки. Такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться различного вида тренажеры. Нетрадиционное физкультурного оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, формирование правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста в условиях дефицита тренажеров, снарядов и другого спортивного инвентаря подсказал, как можно изготовить нестандартное оборудование из подручных средств. Материалы для его изготовления служат старые резиновые мячи различных размеров, пластиковые бутылки, разноцветные пробки. Изготовление подобного оборудования вполне под силу каждому.

Для использования игр с нетрадиционным физкультурным оборудованием, я поставила перед собой следующие задачи:

• создать эмоциональный комфорт для детей в группе и на занятиях;

• стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью;

• развивать скоростно-силовые качества детей;

• развивать чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве.

Для решения поставленных задач хочу предложить игры с нестандартным оборудование, которые внесут в двигательную деятельность элемент необычности, вызовет интерес и желание играть, поможет детям преодолеть свой страх. Кроме того, использование нестандартного оборудования позволит более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, повысит интерес к физкультурным занятиям, а также обеспечит активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

Для организации двигательной активности детей в помещении и на воздухе используется нестандартное оборудование : из изолона, из бросового материала, из ткани, из киндер-сюрпризов и пластиковых бутылок.

Использование оборудования изготовленное из ткани: «Парашют», «Осьминожек», «Липки рукавички», «Летающие флаги», «Браслеты», «Штанга», «Сильные ножки», «Тряпичные мячи», «Кочки», «Морские камушки», «Напольные цветы». С ними можно выполнить упражнения по коррекции осанки, развитию мелкой моторики рук, укреплению мышц рук и плечевого пояса, совершенствованию координации движений, дыхательной мускулатуры, на релаксацию.

Хочу вам предложить коррекционно-игровое пособие «Цветочная поляна». Это пособие по внешнему виду напоминает шар с изображением цветов. Шар крепится к потолку. Пособие изготовлено из подкладочной ткани, на которую нашиты липучки. К пособию прилагаются цветочки на липучках, 2 комплекта бабочек. Один комплект бабочек, который изготовлен из легкой ткани, применяется детьми для выполнения технике прыжка, т. е. при игре «Посади бабочку на полянку», «Поймай бабочку» и т. д. Второй комплект изготовлен из плащевой, пленки, которая легко обрабатывается и используется детьми в таких упражнениях, как «Пальцами ног собрать бабочек и посадить на цветочную поляну».

Цель: Формировать технику прыжка, координацию движений; развивать ловкость, быстроту реакций, меткость; отрабатывать силу толчка при прыжках, воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, желание заниматься физическими упражнениями.

Игровое пособие может применяться в коррекционной работе с детьми разного возраста в зависимости поставленных задач.

В игре могут участвовать дети индивидуально, по подгруппам, по командам.

Игровое пособие можно использовать при проведении диагностики обследования детей, на занятиях, эстафетах, в подвижных играх. Индивидуально для закрепления полученных навыков на занятиях, индивидуально по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Игры:

«Достань головой» (рукой)

«Посади бабочку на полянку»

«Попади в шар» (метание)

Эстафеты» :

• «Чья команда больше «посадит» бабочек на полянку»

«Кто быстрее дотронется до шара»

«Кто больше соберет бабочек» (шар раскачивать, собрать бабочек, или цветов)

«Кто быстрее украсит полянку цветами»

Игровое пособие трансформируется, берутся второй комплект бабочек.

Игры:

«Кто больше соберет бабочек и принесет на полянку» (брать бабочек ногой)

«Кто больше принесет цветов на полянку»

Таким образом, игровое пособие «Цветочная поляна» на занятиях физической культуре помогает сформировать у детей дошкольного возраста : технику прыжка, координацию движений, развивает ловкость, быстроту реакций, меткость.

Воспитывает доброжелательное отношение друг другу, желание заниматься физическими упражнениями.

Оборудование из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов: «Цветик – семицветик», «Бутылочный канат, «Воронки», «Серсо», «Змея», «Гусеница». При использовании этого оборудования способствуют развитию глазомера, ловкости, меткости, координации движений, быстроты реакции, наблюдательности.

Подвижная игра «Цветик – семицветик». Цель: развивать глазомер и меткость. Дети бросают шарики в цель – цветик – семицветик и набирают баллы: попадая в центр цветка – 5 баллов, в лепестки – 2 балла.

Подвижная игра «Воронки».

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, наблюдательность.

Оборудование : воронки – верхушки, отрезанные от пластиковых бутылок (по количеству детей).

1. В ходе эстафеты дети перекладывают шарик из воронки в воронку, стоя в шеренге.

2. В ходе беговой эстафеты каждый ребенок в обозначенном месте ставит свою воронку на другую (строим башню).

3. в парах дети перекидывают друг другу из воронки в воронку теннисные шарики или футляры от «киндер – сюрприза».

Подвижная игра «Серсо» или «Бильбоке».

Цель: развивать ловкость, внимание глазомер, быстрота реакции, умении регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.

Оборудование : пластиковая бутылка, шнур (приблизительно 50см, пробки от бутылки или «киндер – сюрприз».

Использование: для попадания в цель.

«Гусеница» или «Шарик, веревочка и палка»

Цель: развивать ловкость, координацию движений, выносливость, формировать правильную осанку.

Оборудование : в пластмассовых шариках делается два отверстия одно точно напротив другого и шарики как бусинки нанизываются на шнур.

Использование: Шнур натягивается на 50-60см выше вытянутых вверх рук ребенка. Дети передвигают «бусины гимнастическими палками, шагая друг за другом. Формируется правильная осанка, дети стараются встать на носки и дотянуться до «бусин»

«Бусины» можно использовать как цель в метании.

«Змея».

Цель: развивать мышцы туловища, координацию движений, ловкость, положительные эмоции.

Оборудование : капсулы киндер – сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок. Капсулы киндер – сюрпризов и крышки от пластиковых бутылок плотно нанизывать на веревку (длина произвольная). Для головы и хвоста змеи подойдут капсулы большого размера.

Использование: для перешагивания, перепрыгивания, построения в шеренгу, колонну, круг, для игр и забав.

Нетрадиционное оборудование из бросового материала: «Массажная дорожка», дорожка «Ежик», дорожка «Зигзаг», дорожка «Полянка». Для изготовления дорожек использованы пластиковые пробки разного размера (от йогуртов, витаминов, минеральной воды, растительного масла, а также использованные фломастеры, обручи, пуговицы разной фактуры и формы и другие предметы, имеющие безопасную поверхность.

Особенность дорожек состоит в том, чтобы каждая из них сочетает в себе комбинацию разных поверхностей: гладкой, ребристой, разновысотной. Это оказывает тренирующий эффект на мышцы стопы, укрепляет суставно-связочный аппарат, способствует развитию и совершенствованию двигательного опыта, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия. Дорожки из бросового материала гигиеничны в обработке, эстетичны, удобны и практичны в использовании, компактны в хранении, легко раскладываются и убираются.

К нетрадиционному оборудованию также относятся атрибуты для спортивных упражнений: цель и смысл использование атрибутов - обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Их использование придает упражнениям характер конкретных заданий, помогает детям контролировать свои действия. Совершенствуется и мелкая мускулатура: предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из руки в руку, сжимать.

- шуршунчики или султанчики изготовлены из цветного полиэтилена, нарезанного мелкой соломкой и скрепленной в форме кисти, или сделанные из использованных кассетных лент;

- шнуры, косички выполнены из различной трикотажной ткани;

- флажки сшиты из трикотажных тканей яркого цвета и надеты на гимнастические палки.

Различные массажеры:

- лабиринты: игровые упражнения для глаз, для развития мелкой моторики;

- тренажеры "гусеничка" - представляет собой нанизывание на леску деревянных шариков или "киндер сюрпризов". Этот тренажер применяется для профилактике плоскостопия и в качестве массажера.

Изготовить интересное оборудование для занятий можно из мешков для мусора. В одно мгновение обыкновенные полиэтиленовые мешки "превратятся" в загадочные облака и дождевые тучи.

Практическая часть: Изготовление оборудования для игр "Поиграем с облаками"

Для изготовления "облаков" и "тучек" понадобятся разноцветные мешки для мусора (белые, голубые, серые, розовые, серые) и обрезки самоклеящейся цветной бумаги, можно взять маркер. Сначала необходимо наполнить воздухом, плавно раскачать его перед собой из стороны в сторону, как бы "загоняя" воздух внутрь. Затем нужно завязать образовавшийся шар плотным узлом и "оживить" его, наклеив на внешнюю поверхность глаза, рот, щеки и другие элементы. Дети стремятся сделать свое "облако" неповторимым, могут добавить задорную челку, веснушки, капельки дождя и даже снежинки.

Это оригинальное оборудование - облака можно использовать на физкультурных занятиях, во время динамических пауз на других занятиях, а также в свободной деятельности детей.

Игра "Не урони облако"

Проводится под сопровождение медленной музыки.

Педагог приглашает детей поиграть с легкими облаками и демонстрирует несколько разных способов подбрасывания «облака» : двумя руками снизу, одной рукой снизу, пальцами обеих рук волейбольным способом.

Игра «Полет через радугу»

Дети располагаются парами напротив друг друга. Педагог «рисует» в воздухе воображаемую радугу (или натягивает ленту). Дети перебрасывают «облака» друг другу, стараясь не задеть радугу. Выигрывает пара, которая смогла удержать «облако» в полете до окончания музыки при условии, что это «облако» ни разу не задело ленту. Пара, уронившая «облако», выбывает из игры.

Подвижные игры с нестандартным спортивным оборудованием можно использовать на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, в самостоятельной двигательной деятельности детей. В систематическом применении нетрадиционного оборудования можно добиться повышения двигательных навыков у детей, улучшения их эмоционального настроя, появления уверенности и самостоятельности.

Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лэпбук как средство развития детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития детей дошкольного возраста Свой лепбук я сделала из прочного картона, обклеила само клеящейся пленкой, стыки обклеила лентой клейкой алюминиевой. Тема моего лепбука.

«Подвижные игры детей как важнейшее средство оздоровления» (из опыта работы) По сути вся наша работа - игра. Игра, в которой мы открываем детям новое, интересное, познавательное. Ведь в школе они еще успеют посидеть.

Двигательная активность детей 2-го — 3-го года жизни, как средство оздоровления детей Двигательная деятельность детей 2-3-го года жизни, как средство оздоровления детей Основной целью воспитания ребенка является всестороннее.

Консультация для родителей: «Кинезиология как средство оздоровления дошкольников.» «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо. Движение для детей – это лекарство, которое помогает.

Консультация «Физкультурно-оздоровительный танец, как средство оздоровления» Ключевые слова: пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, дошкольный возраст, здоровьесберегающие технологии, интеграция.

Летний проект «Лекарственные растения как средство оздоровления человека» Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования Красноярского края Отдел образования администрации города.

Лэпбук как средство развития детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития детей дошкольного возраста Тема лэпбука «Осень» Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей.

Нетрадиционное физкультурное оборудованиеНетрадиционное физкультурное оборудование Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки.

Нетрадиционное физкультурное оборудование на участке «Бегемот Тимоша»Нетрадиционное физкультурное оборудование на участке «Бегемот Тимоша» Нетрадиционное физкультурное оборудование (своими руками) Хочу предложить коллегам смастерить на спортивной площадке или на участке детского.

Перспективное планирование «Прозрачный мольберт» как нетрадиционное средство развития познавательных способностей детей «Прозрачный мольберт»Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка. Вызывают у детей положительный эмоциональный отклик,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство оздоровления детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2018 в 16:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство оздоровления детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Дмитриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД