Фролова Любовь
Логоритмика как средство развития речевой моторики, темпа и ритма речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов считаю самообразование. Оно способствует росту профессиональной компетентности.
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Поэтому я и определила для себя проблему самообразовательной деятельности «Логоритмика, как средство развития речевой моторики, темпа и ритма речи детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Логоритмика как средство развития речевой моторики, темпа и ритма речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все, без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело приходится детям с нарушениями речи. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
В нашем структурном подразделении по итогам логопедического обследования была выявлена группа детей с различными нарушениями речи. В целях улучшения качества образования и реализации указанных требований в соответствии с ФГОС ДО, а именно: гарантирование охраны и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение эмоционального и морально-нравственного благополучия воспитанников; создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования мной был разработан план введения логоритмики в кружковую деятельность. В образовательной организации начал работать кружок «Логоритмика». Мною разработана программа кружка «Логоритмика» на основе методических пособий М. Ю. Картушиной, в которых отражена система логоритмических занятий для детей дошкольного возраста с незначительными нарушениями речи, посещающих массовый детский сад. В работе приведен перспективный план и подробные конспекты занятий по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Целью данной работы было : повысить свой профессиональный уровень по коррекции нарушений в развитии речи детей старшего дошкольного возраста; определить особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания речи и устранения речевых нарушений.
В результате достижения заявленной цели мной решался ряд задач:
1. Знакомство с инновационными технологиями.
2. Активная помощь процессу формирования звукопроизношения у детей : развитие их координационных навыков.
3. Стимулирование речевого развития через развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной гимнастики и гимнастики для дыхания.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Задачи логоритмических занятий :
Коррекционные:
Развивать слуховое, зрительное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат, свойства голоса (высоту, динамику, ритм, координацию движений и нормализацию их темпа и ритма.
Образовательные:
Развивать речь, музыкальные, творческие, коммуникативные способности.
Формировать умственные умения и действия.
Развивающие :
Развивать познавательную активность, устойчивый интерес к действованию.
Развивать саморегуляцию и самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
Воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему.
Зачастую коррекционная работа, проводимая на логопедических занятиях, охватывает лишь речевую сторону развития ребёнка, а такие важнейшие направления, как эмоциональное развитие, развитие двигательных навыков, познавательной сферы остаются в стороне.
Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.
На занятиях логоритмики музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. На логоритмических занятиях применяю такие методические приё мы как:
ходьба, бег, танцы;
песни, стихи;
логопедическая гимнастика;
мимические упражнения;
пальчиковые и подвижные игры;
музыкально-речевые игры и движения под музыку;
массаж, релаксация.
Подобранный мной речевой материал доступен в лексическом
отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современныхдетских поэтов. Он способствует развитию мимики, пантомимики, воображению и эмоциональности Материал заранее не выучивается, все упражнения выполняются по подражанию. А значит, каждое занятие носит мотивационный характер.
Игры учат детей координировать движения со словом, ориентироваться в пространстве, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей, в данном случае, развитию слоговой структуры слова и фонематическому слуху.
Уверена, что методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки : темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое.
На занятиях по логоритмике использую следующие технологии:
здоровьесберегающие:
• музыкотерапия;
• сказкотерапия;
• ароматерапия.
• игротерапия;
информационно-компьютерные;
технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.
Считаю, что включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению нарушений речи у дошкольников различного генеза открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Работая с детьми с нарушениями речи разного уровня я разработала такую структуру логоритмических занятий :
песенка-приветствие (поднимает настроение, задает позитивный настрой к предстоящей деятельности, способствует воспитанию коммуникативных качеств);
маршировка и ходьба разного вида (укрепляет мышцы, вырабатывает правильную осанку, способствует развитию ориентировки в пространстве);
общеразвивающие упражнения (упражнения на согласование движений и речи, музыки и движений способствуют формированию процесса восприятия и включают в работу оба полушария мозга; снятию мышечной закрепощенности; улучшению физического самочувствия, повышению общительности детей; развитию двигательной активности, координации между движением и речью; развитию воображения, музыкально-творческих способностей; развитию способности к двигательным импровизациям; выразительной передаче игрового образа; развитию пластичности и гибкости движений);
пальчиковая гимнастика (активизирует речевые центры головного мозга; повышает координационные способности пальцев рук; формирует образно-ассоциативное мышление; учит концентрировать внимание и правильно его распределять; соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием);
артикуляционная гимнастика (укрепляет мышцы органов артикуляционного аппарата);
игровой массаж (улучшает самочувствие, поднимает настроение детей);
психогимнастика (помогает детям овладеть азбукой выражения эмоций, лучше понять себя и других, дает возможность самовыразиться, снимает психическое напряжение);
подвижная игра (развивает быстроту реакции, внимание, память, воспитывает волевые качества, чувство ответственности, коллективизм);
дыхательная гимнастика (укрепляет физиологическое дыхание (без речи); формирует правильное речевое и певческое дыхание (короткий вдох и долгий выдох); тренирует силу вдоха и выдоха; развивает продолжительный выдох).
Использование на логоритмических занятиях игрушек, музыкальных инструментов, игровых атрибутов, аудиозаписей заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. Я постоянно создаю обстановку, соответствующую теме занятия. И моя практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
В своей работе я использовала упражнения и сценарии логоритмических занятий представленные в методических пособиях автора М. И Картушина. Дополнительно на занятиях использовала логоритмические упражнения Н. В. Нищевой, которые полезны для развития у детей мелкой моторики, речи, чёткой ритмичности. Так же применяла голосовые игры, разработанные Сергеем и Екатериной Железновыми «Музыка с мамой».
Занятия по логопедической ритмике провожу два раза в неделю с детьми старших дошкольных групп. Их продолжительность составляет 20-25 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, а частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
Считаю, что одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности исправления речевых нарушений у детей средствами логоритмики стала совместная работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Работе с семьей по развитию речи детей с нарушением речи я отвожу большое место. Вечера и выходные дни дошкольники проводят дома, поэтому важно использовать это время и для развития речи ребенка. С этой целью мною были разработаны, распечатаны и показаны для каждого родителя специальные упражнения-движения для рук по логоритмике, чтобы они могли заниматься со своим ребенком дома.
Работа по данной теме не ограничивается занятиями с детьми. С подробной информацией я постоянно выступаю на родительских собраниях, провожу индивидуальные консультации, анкетирование, информирую участников образовательного процесса о результативности работы, провожу открытые мероприятия, практические занятия.
В результате работы над развитием речи детей старшего дошкольного возраста с использованием логоритмических упражнений прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением; в умении осваивать движения и речевое сопровождение к ним. Дети стали более эмоционально воспринимать музыку, проявлять самостоятельность и инициативность в хороводах, песнях, танцах, импровизации. Мною было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Использованные игры помогли развить не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дали возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя, упражнения помогли совершенствовать зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развить чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно! Ведь они отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.
Я считаю, что логопедическая ритмика очень важна для детей с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
В мае 2017 учебного года была проведена итоговая диагностика по развитию речи с использованием логоритмики как средства развития речевой моторики, темпа и ритма речи детей старшего дошкольного возраста. Мной были рассмотрены следующие критерии обследования развития речи детей : исследование понимания речи, словаря и навыка словообразования; исследование грамматического строя речи и развития связной речи; исследование развития фонематического восприятия, звуко-слоговой структуры слова и звукопроизношения. Результаты работы по теме «Логоритмики как средство развития речевой моторики, темпа и ритма речи детей старшего дошкольного возраста» представлены мной в следующей диаграмме.
Наблюдается положительная динамика результатов работы с детьми по развитию речи. Если в начале 2016-2017 уч. г. уч. г. с высоким уровнем речевого развития детей не было, то в конце учебного года с высоким уровнем речевого развития - 44%; а детей с низким уровнем речевого развития уменьшилось с 8% до 0%.
Сопоставимый анализ результатов, проведённых мною диагностических исследований в начале и конце года, показывает позитивную динамику речевого развития детей с использованием логоритмики. Дети с удовольствием включаются в коррекционно-развивающую деятельность; проявляют, активный интерес к словам взрослого, формируются коммуникативные навыки; идет активная работа мысли, речи ребёнка, прочное усвоение знаний, логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); развивается речевое творчество; концентрируется и распределяется внимание; развивается зрительная память и визуально-пространственная ориентация.
Таким образом, моя работа по теме «Логоритмика как средство развития речевой моторики, темпа и ритма речи детей старшего дошкольного возраста» убедительно показала, что логоритмика является эффективным средством развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста, а логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность.
Считаю, что логопедическая ритмика содействует всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работе с детьми, страдающими расстройствами речи. Поэтому с самого раннего детства я рекомендую родителям и педагогам заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Логоритмику смело можно назвать гимнастикой ума.
Поэтому учителям-логопедам, воспитателям, работая с детьми с нарушениями речи, необходимо отбирать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логопедическую ритмику.
Мои методические разработки логоритмических занятий и логопедических занятий с использованием элементов логоритмики имеют сюжетно-тематический принцип планирования, обеспечивают интеграцию образовательных областей, интеграцию видов музыкально-речевой детской деятельности, методов и средств речевого развития детей, способствуют формированию интегративных качеств ребенка. Предлагаемые конспекты являются примерными и могут быть изменены, исходя из условий и уровня развития детей.
В мае 2017 года свой опыт работы я представила воспитателям дошкольных образовательных организаций в рамках районного семинара. Кроме этого я публикую материалы из опыта работы на своём персональном сайте https://lyuba-frolova.jimdo.com/, на сайте международного образовательного интернет-проекта «Инфоурок» https://infourok.ru/ .
Данный материал может быть использован в практической работе воспитателей, логопедов, родителей.