Елена Евдокимова
План работы по самообразованию на тему «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста».
Цель: выявление и внедрение организационно-педагогических условий использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста в систему физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей.
2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
Темочки:
- Дыхательная гимнастика
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речевого дыхания
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Темочки
3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
Сроки
Тема Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
1. «Дорожка». Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – быстрее раскрутить свою трубочку. Картотека:
«Комплексы дыхательной гимнастики для детей».
2. «Сад-огород». Стоя прямо. Смотрим вверх - вдох, смотрим вниз - вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.
3.«Постучи кулачками». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.
4. «Кошка».
Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены. Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выдохе-разжимаем.
Октябрь 1. "Листопад". Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать какие листочки, с какого дерева упали. Буклет: «Дыхательная гимнастика».
2. "Колобок". В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
3.«Заблудился». И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.
4. «Черепашки».
Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха, поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в «море», тот победитель.
Сроки Тема
Работа с детьми Работа с родителями
Ноябрь 1."Живая лужица". На поверхность налить немного воды (можно цветной). Ребенок должен раздуть ее с помощью дыхания. Папка-передвижка: "Игры, которые лечат".
2. «Автомобили». По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.
3. «Прыжки». Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.
4. «Подыши одной ноздрёй». 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».
Декабрь 1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п. – основная стойка. 1 – вдох - руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 –вдох – вернуться в и. п. ; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и. п. повторить 5-6 раз. Советы родителям: «Правила выполнения дыхательных упражнений».
2. «Паровоз». На пути поезда сделать затор из бревен (веток, снежного сугроба (ваты). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду.
3."Берлога". Дети раздувают "снег" из пенопласта (ваты) и получают представление о зимовке медведя.
4. «Дышим тихо, спокойно и плавно». Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Сроки Тема
Работа с детьми Работа с
родителями
Январь
1."Ледоход". В емкость с водой поместить "льдины" из пенопласта. Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу. Консультация для родителей: «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология в ДОУ».
2."Лыжник". Имитация ходьбы на лыжах в течении 1- 2 минут. На выдохе произносить: "м-м-м-м-м-м".
3.«Дом маленький, дом большой». Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».
4. «Ёжик».
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Февраль 1."Конькобежец". Расположить ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "кр-р-р". Повторить 5-6 раз. Родительское собрание:
семинар-практикум: «Дыхательные упражнения для оздоровления и развития дошкольника».
2. "Самолетики". Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.
3. «Воздушный футбол».
Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.
4. "Погрейся".
И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.
Сроки Тема
Работа с детьми Работа с родителями
Март 1.«Глоток воздуха» (по методу А. Н. Стрельниковой). И. п. – стоя. Сделать резкие, быстрые вдохи носом. На каждый вдох полусогнутые руки резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 3-4 раза. Статья: «Здоровье и дыхательная гимнастика».
2.«Эхо» (автор М. Лазарев) Дети становятся в цепочку. Первый громко кричит «Ау!», прикладывая руки трубочкой к губам. Затем все по порядку начинают откликаться всё тише и тише. Последний в цепочке говорит: «Ау» чуть слышно.
3. "Сердитый ежик". Представить, как ежик сворачивается во время опасности в клубок. Наклониться как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это довольный ежик.
4."Шарик".
Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 - 4 раза).
Апрель 1. «Берёзка». Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное. Консультация: «Звуковое дыхание» по методике М. Л. Лазарева.
2. «Комарики» (по методу М. Лазарева). Дети хлёстко бьют себя по спине встречным движением рук-плетей, при этом делая на удар резкий выдох ртом.
3.«Пускаем мыльные пузыри». 1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
4."Мяч". Вокруг стола встают четверо, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У кого мяч упал, тот выходит из игры.
Сроки Тема
Работа с детьми Работа с родителями
Май 1. «Игра с песком» (упражнение на напряжение и расслабление мышц рук. Автор М. Чистякова). И. п. – сидя. Набрать на вдох воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках – задержка дыхания.
Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы – на выдохе и произнося «с-с-с…». Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Повторить 2-3 раза. Презентация: «Дыхательная гимнастика для дошкольников».
2. «Подуем на плечо». Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза.
3. «Ветер». 1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 с.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
4. «У кого дольше колышется ленточка».
Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.