Мария Плясунова
Гимнастика пилатес как средство здоровьесозидания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30
Комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
ГИМНАСТИКА ПИЛАТЕС КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕ СОЗИДАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Инструктор физической культуры:
М. В. Плясунова
Санкт-Петербург
2018
Публикация «Гимнастика пилатес как средство здоровьесозидания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Пилатес для детей
- Старшая группа
- Темочки
ЦЕЛЬ: Формирование навыка правильной осанки, укрепление здоровья детей, используя упражнения гимнастики Пилатес.
Задачи:
1. Развивать чувство равновесия и координацию движения детей.
2. Закреплять навык правильной осанкой.
3. Способствовать развитию силы мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей.
4. Воспитывать умения самостоятельно выполнять физические упражнения.
5. Воспитание у детей потребности в здоровье.
6. Формирование стремления к здоровому образу жизни.
ГИМНАСТИКА ПИЛАТЕС
Пилатес — система физических упражнений, разработанная Йозефом Пилатесом. Эта система способствует развитию гибкости, силы и подвижности тела.
Упражнения Пилатеса состоят из плавных движений (в сочетании с дыханием, которые требуют максимально точного выполнения без пауз. Во время выполнения упражнений в работу включаются не только крупные мышечные группы, но и глубокие мышцы, составляющие внутренний корсет тела. Особое внимание уделяется развитию гибкости и мобильности позвоночника, восстановлению его естественных физиологических изгибов.
Пилатес и ЛФК
Данные спортивные методики очень сходи между собой, они омолаживают позвоночник и делают внутренние мышцы более сильными, формируют мышечный корсет и усиливают способности человека к контролю своих движений. Однако, различия тоже имеются.
Основные отличия:
• В отличие от ЛФК гимнастика Пилатес оказывает воздействие не только на физиологию, но и на интеллект человека.
• Занятия по ЛФК нацелены на бережную реабилитацию определенного отдела опорно-двигательного аппарата. Пилатес воздействует на организм в целом.
Несмотря на видимую схожесть некоторых упражнений, используемых в ЛФК и в Пилатес, существуют отличия. Они заключаются в применении в каждом упражнении основных принципов гимнастики Пилатес.
Дыхание
Метод Пилатеса использует "рёберное" дыхание, которое является важной частью упражнений. Воздух, поступающий в лёгкие во время занятий пилатесом, не расширяет переднюю часть грудной клетки и не надувает живот, а концентрируется на заполнении нижней части лёгких. Эта форма глубокого дыхания позволяет наклоняться и двигаться, не ограничивая объем вдыхаемого воздуха. Поступающий воздух насыщает кислородом задействованные в упражнениях мышцы.
Концентрация
Концентрация включает в себя комбинирование физических и мыслительных процессов. Зачастую существует разграничение между телом и сознанием. Задача пилатеса — обеспечение их взаимодействия и совместной работы, то есть установление связи между телом и сознанием. Качество упражнений значительно возрастает, если научиться концентрироваться на определённых зонах тела. Во время выполнения движения необходимо сконцентрировать все внимание на мышцах, которые задействованы в данном упражнении
Центр
Фундаментом и основным компонентом выполнения упражнений курса пилатеса является зона источника энергии. Йозеф Пилатес назвал эту зону каркасом прочности. В научной терминологии это прямые и поперечные мышцы живота. Именно район живота выполняет функцию поддержки позвоночника и всех жизненно важных органов.
Точность и контроль
Точность- это один из важных принципов, которые отличают гимнастику Пилатес от других методик. Все движения должны выполняться в строгом соответствии с инструкциями. Тело должно принимать строго заданное положение. Необходимая точность происходит от постоянного физического контроля тела. Движения направлены на вытягивание или укрепление мышц, чему способствует глубокое дыхание в каждой позе.
Плавность
Грация при выполнении этого курса упражнений рождается тогда, когда одно движение плавно соединяется со следующим. Каждое движение или упражнение имеет определённую точку начала и завершения. Задачей является сделать эти точки неразличимыми в единой целостности занятия. Каждое упражнение ведёт к следующему. Движение не прекращается, и начало одного упражнения является продолжением предыдущего.
Изоляция, расслабление.
Один из навыков, который необходимо освоить, — тренироваться, не создавая ненужное напряжение в зонах, не находящихся в разработке в данный момент.
Визуализация.
Пилатес использует в своей системе зрительные образы для привлечения сознания к физической нагрузке: таким образом занятия становятся полезными не только физически, но и умственно. Вы тренируете не только тело, но тело в единстве с разумом.
Регулярноность.
Для достижения ощутимых результатов необходимо заниматься регулярно. Пилатес – это система упражнений, которыми не скучно заниматься, т. к. ребенок постоянно будет совершенствовать свое тело и свои умения, поэтому упражнения будут усложняться и изменяться в соответствии с его прогрессом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГИМНАСТИКИ ПИЛАТЕС
• развивает аспекты физической формы: силу, выносливость, гибкость;
• повышает осознание физической формы тела;
• улучшает контроль над телом;
• учит правильной активации мышц (иннервация);
• корректирует осанку;
• улучшает работу внутренних органов;
• усиливает обменные процессы в организме;
• фокусируется на правильном дыхании;
• помогает в расслаблении и снятии напряжения;
• большое разнообразие вариантов одного и того же упражнения помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку во время проведения занятий по физической культуре.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПИЛАТЕС
для детей старшего дошкольного возраста.
I часть. Разминка.
1. «Цветок»
И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.
1- вдох; руки поднять вперед и вверх, потянуться за руками (не поднимая плечи).
2- выдох; руки опустить вперед и вниз; вернуться в исходное положение.
3-4- повторить 1-2. (5-6 раз)
2. «Качели»
И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
1- вдох; руки поднять вперед и вверх, потянуться за руками (не поднимая плечи).
2- выдох; опустить вниз и отвести их назад; одновременно согнуть ноги в коленях и опуститься в полуприсед.
3- выполнить пружинящее движение в полуприседе; прямые руки вперед.
4- выполнить пружинящее движение в полуприседе ; прямые руки назад. (5-6 раз)
3. «Кукла»
И. п. – стоя ноги на ширине тазобедренных суставов, руки вдоль туловища.
1- вдох, руки поднять вперед и вверх, потянуться за руками (не поднимая плечи).
2-выдох, наклон туловища вниз, руки опустить вниз к полу.
3-4- медленно выпрямить туловище, последовательно «прижимая позвонок за позвонком к невидимой стене». (5-6 раз)
4. «Кошечка»
И. п. - стоя на коленях и ладонях.
1- выдох, округлить спину, работая мышцами пресса. Голова вниз.
2- вдох, прогнуть спину, рястягивая мышцы пресса. Голова вверх.
3-4 –повторить 1-2. (5-6 раз)
II часть. Основная часть.
1. «Планка» (Plank)
И. п. - лежа ни животе; опора на предплечья.
1-выдох; приподнять таз от пола. Мышцы пресса напряженны, туловище и таз составляют одну прямую линию. Удерживать положение 6 -8 счетов.
2- вдох; вернуться в исходное положение.
2. «Плавание» (Swimming)
И. п. – стоя на коленях и ладонях; ноги на о руки на ширине плеч. Шея продолжение позвоночника.
1- выдох; выпрямить и поднять вверх правую ногу и левую руку. В пояснице не прогибаться. Тянуться рукой вперед, ногой назад. Вдох.
2–выдох; вернуться в исходное положение.
3- повторить 1 с левой ноги и правой руки.
4- вернуться в исходное положение.
3. «Гора» (Мountain)
И. п. - стоя на коленях и ладонях; ноги на ширине плеч.
1-выдох; выпрямить ноги в коленях, поднять таз вверх. Отталкиваться от ладоней, пятки стараться поставить на пол. Задержаться в этом положение на 8-10 счетов.
2-вдох; вернуться в исходное положение.
4. «Мячик» (Rolling like a ball)
И. п. - сидя на полу, ноги согнуты в коленях, обхватить колени ладонями.
1-вдох; перекат назад до края лопаток
2 –выдох; перекат вперед, вернуться в исходное положение.
3-4 –повторить 1-2. (5-6 раз)
5. «Ножницы» (Single leg stretch)
И. п. – лежа на спине, колени подвести к груди.
1- выдох; вытянуть правую ногу вперед, левую ногу обхватить руками, удерживая ее.
2-вдох; поменять положение ног, вытянуть левую ногу вперед.
3-4 –повторить 1-2. (6-8 раз)
6. «Мостик» (Shoulder bridge)
И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на ширине плеч; руки прямые вытянуты вдоль туловища.
1-2- выдох, медленно поднять корпус вверх («отрывая позвонок за позвонком от пола»). Вдох - удержать положение.
3-4 –выдох, медленно опустить корпус вниз («прижимая позвонок за позвонком к полу», вернуться в исходное положение.
7. «Вверх-вниз» (Up-down)
И. п. - лежа на правом боку; правая рука вытянута; левая рука согнута, в упоре перед грудью.
1-выдох; поднять правую ногу вверх,оставляя таз и туловище неподвижными.
2- вдох;вернуться в исходное положение.
3-4 – повторить 1-2. (5-6 раз)
III часть. Заключительная часть.
1. Диагональная растяжка.
И. п. – лежа на спине; руки лежат за головой.
1-вдох; потянуться правой ногой и левой рукой.
2-выдох; расслабиться.
3-вдох; потянуться левой ногой и правой рукой
4-выдох ; расслабиться. (4 раза)
2. Одновременная растяжка.
И. п. – лежа на спине; руки лежат за головой.
1-вдох; одновременно потянуться руками и ногами.
2-выдох; расслабиться.
3-4 –повторить 1-2 .( 3-4 раза)
3. «Отдыхаем»
И. п. – лежа на спине; руки лежат вдоль туловища, ладонями вверх; глаза закрыты.
Расслабить все мышцы. Лежать в этом положении от 30 сек до 2 мин.