Шиленко Гюзель Явдатовна
План работы по самообразованию «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста»
Тема
по самообразованию
инструктора по физической культуре
Шиленко Г. Я.
«Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста».
2017-18 уч. год
План по самообразованию
Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста».
Направление: физкультурно-оздоровительное.
Инструктор по физической культуре: Шиленко Г. Я.
Публикация «План работы по самообразованию „Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речевого дыхания
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Темочки
Цель плана : создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи плана :
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
- привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
- снижение показателя заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
Литература:
- «Зелёный огонёк здоровья» М. Ю. Картушина;
- «Школа здорового человека» Г. И. Кулик;
- «Оздоровительная работа в ДОУ»;
- «Оздоровление детей в условиях Д/с» под редакцией Л. В. Кочетковой;
- «Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях» М. В. Романова г.
Пояснительная записка
В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - их слабое физическое развитие. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников дыхательных упражнений, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:
1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих, общеразвивающих физических упражнений. Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений может составлять 2:1. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо, шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ау, ух, ох, то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений.
В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части). Надувание игрушек и мячей следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера, как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки, в утренней гимнастике, после оздоровительного бега, после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями, в закаливающих мероприятиях, в занятиях по логоритмике, в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей, в домашних условиях.
Перспективный план
Этапы работы, содержание.
Подбор литературы, беседа с м/с, родителями.
Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни.
Диагностика уровня физического развития.
Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков.
Система эффективного оздоровления дошкольников :
- освоение техники дыхательной гимнастики;
- спортивные игры и соревнования;
- прогулки на свежем воздухе
Коррекционная работа
- дыхательная гимнастика в режиме дня;
- упражнения по профилактике плоскостопия;
- упражнения для формирования правильной осанки.
Создание представлений о ЗОЖ
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, в том числе дыхательной системы.
- формирование представлений о том, что вредно и что полезно для здоровья в целом и органов дыхания в частности.
Работа с родителями
Анкетирование, участие в родительских собраниях, консультации, организация совместных дел, праздники.
Работа с педагогами
- проведение консультации «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста»
- семинар-практикум «Дыхательные упражнения в режиме дня. Методика проведения»
- создание картотеки упражнений дыхательной гимнастики для дошкольников