Марина Лернер
Особенности речи у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речи у детей с нарушением зрения
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети и внуки говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно проблемы с русским языком. С чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение. Бытующее мнение о том, что звук произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Работая с детьми с нарушением зрения, я поняла, что они быстро утомляются, плохо запоминают, с трудом могут сосредоточиться. Практически 80% детей с проблемами зрения имеют нарушения речи. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы.
Публикация «Особенности речи у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
1. Для работы над звукопроизношением детям с ОВЗ необходимо обратиться к логопеду. Который поможет исправить неправильное произношение звуков; научит различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи; удерживать в памяти воспринятый на слух материал; слышать звучание чужой и собственной речи и исправлять свои ошибки. Занятия с логопедом должно проводиться систематически, 2-3 раза в неделю. Необходимо выполнять домашние задания данные логопедом.
И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с воспитателями и родителями. Более подробно остановимся на одном из важнейших компонентов речи – звукопроизношении. Грамотная, четкая и ритмичная речь ребенка характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (языка, губ, неба и т. д.). Благодаря силе органов артикуляционного аппарата мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, неба)
Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи. Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков. Родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Используя специальный комплекс артикуляционной гимнастики, вы сможете укрепить речевые мышцы ребенка и подготовить базу для чистого произношения. С комплексами артикуляционной гимнастики вы можете познакомиться на сайте нашего учреждения.
3. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа
У многих детей с нарушением зрения имеются нарушения фонематического слуха. Работа по формированию фонематического слуха начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Как лучше развивать фонематический слух у ребенка? Бесспорно, самым интересным и эффективным способом будет игра. Во время игры ребёнок прислушивается к звукам природы, к бытовым звукам, к звучанию слов, определяет, есть ли звук в слове, учится различать сходные звуки, проговаривать одно-, двух- или многосложные слова. Хочу предложить вам несколько таких игр, которые не требуют специальной подготовки и организации. «Звуки в коробочках». «Угадай, что звучит». «Жмурки». «Хлопаем в ладоши». И другие Играйте со своим ребенком, и он порадует вас красивой правильной речью.
4. Большинство детей с ОВЗ имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками. Поэтому у них недостаточно сформированы графические навыки, не правильный захват ручки, карандаша, кисточки, не умеют пользоваться ножницами. Развитие мелкой моторики следует начинать пассивной гимнастики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой, сформировать правильный захват орудия письма-карандаша. Рекомендуемые упражнения: “Посолим суп”, “Катаем шарик”, “Скакалочка”, “Урожай”. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Рекомендуемые упражнения: “Мозаика”, “Лего”, “Конструктор”, работа со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой). В процессе лепки так же развивается мелкая моторика рук. Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предплечья, координации (согласованности) движений, нужных при письме. Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах, применяющиеся в педагогической системе М. Монтессори.
Работа с детьми, страдающими зрительными нарушениями, требует от родителей учета особенностей детей данной категории при организации, проведении занятий дома и подборе дидактического материала.
Советы родителям при занятиях с ребенком дома;
•,Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. Родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут.
• Во время занятий не «стойте над душой», лучше объясните все и дайте какое-то время поработать самому;
• Не нервничайте, не кричите, не дергайте ребенка, наберитесь терпения, даже если все очень плохо.
• Особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс.
• Занимайтесь систематически (но не в позднее время). Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила.
• Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке. Рабочее место должно быть оснащено дополнительным освещением.