Елена Силичева
Особенности нарушения письменной речи у школьников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы нарушений письменной речи у младших школьников возрастает в связи с тем, что в последние годы увеличивается число учащихся с нарушением в развитии, в том числе с задержкой психического развития.
Право на образование лиц с задержкой психического развития обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом № 1598 Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г., и в соответствии со статьей 11, п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержащим требования к результатам освоения адаптированных основных образовательных программ. В рамках нового ФГОС становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на коррекцию нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Публикация «Особенности нарушения письменной речи у школьников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Исследователи в области коррекционной педагогики и специальной психологии отмечают, что несформироваиность речи этих детей отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями, негативно влияет на итоговое качество продуктов речевой деятельности. В этой связи усиливается интерес педагогов к проблеме формирования речевых навыков учащихся как к социализирующему фактору, а задача подготовки детей к общению в устной и письменной форме выдвигается в разряд приоритетных.
Обучение школьников умению грамотно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме предполагает формирование и совершенствование у них речевых умений, нацеленных на понимание чужих и создание собственных текстовых сообщений. Существующая система обучения школьников лишь в общих чертах удовлетворяет требованиям современного социума, и не охватывает в полной мере проблему развития связной письменной речи. В настоящий момент формирование речевых умений и навыков младших школьников характеризуется некоторой односторонностью, так как речевые упражнения в этот период обучения носят зачастую второстепенный характер по отношению к грамматическим и орфографическим упражнениям.
Анализ теории и практики образовательного процесса свидетельствует, что при обучении младших школьников с задержкой психического развития используются в основном традиционные технологии. Существует противоречие между необходимостью совершенствования письменной коммуникации младших школьников с задержкой психического развития и недостаточностью научно-методических рекомендаций для формирования речевых умений у данной категории детей.
Хорошо разработаны и описаны особенности нарушений письменной речи, методы их коррекции. Однако, в связи с высокой актуальностью, данная тема нуждается в дальнейшей разработке.
Объект исследования – письменная речь младших школьников с задержкой психического развития
Предмет исследования – нарушения письменной речи младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования – выявить особенности нарушений письменной речи младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие, причины и виды задержки психического развития;
2) дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников с задержкой психического развития;
3) выявить особенности письменной речи младших школьников с задержкой психического развития;
4) охарактеризовать процедуру диагностики нарушения письменной речи младших школьников с задержкой психического развития;
5) описать направления коррекционной работы по исправлению нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Младшие школьники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися
детьми характеризуются несоответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.
В письменной речи у детей с ЗПР наблюдаются все категории нарушений: искажение фактов, пропуск смысловых элементов, их повторы и усечение, нарушения причинно-следственных отношений, синтаксического конструирования и лексического оформления текстов.
Каждый логопед имеет свой вариант или варианты схемы обследования письменной речи младших школьников с ЗПР, отражающие практический опыт педагога, применяемые им методы и методики коррекционного воздействия, возраст, этап и программу школьного обучения обследуемых детей.
Однако, в обследование обязательно необходимо включить тесты на проверку зрительно-моторной и слухомоторной координации; осуществить диагностику состояния когнитивных функций и интеллекта; выявить особенности состояния внимания и произвольной регуляции действий. Можно также порекомендовать логопедам при обследовании детей с ЗПР использовать тесты, выявляющие уровень развития интеллектуальных способностей, форм и операций мышления, поскольку обобщение, анализ и синтез являются основой формирования метаязыковых способностей (произвольных, осознанных операций с языковыми единицами).
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР являются: формирование полноценных фонематических процессов; формирование представления о звуко-буквенном составе слова; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; исправление нарушения звукопроизношения; восполнение пробелов лексико-грамматических средств языка.
Тематику занятий по коррекции нарушений письменной речи у младших дошкольников с ЗПР рекомендуется проводить в следующей последовательности: речь и предложение; предложение и слово; звуки речи; гласные звуки; деление слов на слоги; ударение; согласные звуки; твердые и мягкие согласные; звуки п и пь, буква П; звуки б и бь, буква Б; дифференциация п-б, пь-бь; звуки т и ть, буква Т; звуки д и дь, буква Д; дифференциация т-д, ть-дь; звуки к и кь, буква К; звуки г гь, буква Г; дифференциация к-г, кь-гь; звуки с и сь, буква С; звуки з и зь, буква З; дифференциация с-з, сь-зь; звук ш, буква Ш; звук ж, буква Ж; дифференциация ш-ж; звуки р и рь, буква Р; звуки л и ль, буква Л; дифференциация л-р, ль-рь; звук ч, буква Ч; дифференциация ч-ть; звук щ, буква Щ; дифференциация щ-ч, щ-ть; звук ц, буква Ц; дифференциация ц-с, ц-т, ц-ч. Однако, такая последовательность тематики не исключает индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом его психофизических возможностей, структуры и степени речевого нарушения.
Осуществляя коррекцию нарушений письменной речи у младших дошкольников с ЗПР, педагогам необходимо четко регулировать свое поведение по отношению к таким детям и учитывать следующие рекомендации:
1. Не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него.
2. Детям необходимо давать достаточно времени на подготовку к ответу.
3. Ответы отдельных детей желательно принимать не в устной, а в письменной форме.
4. Не требовать ответа на уроке на только что изученный материал, а предложить подготовиться к следующему уроку.
5. Разнообразить тактику вопросов, поощрений, формировать уверенность.
6. Избегать негативных оценок, осторожно отмечать неудачи, поощрять старания, настойчивость, стремление к результату.
7. Учить детей обращаться за помощью, задавать вопросы (в устной и письменной форме).
8. Проводить опрос целесообразно после ответов сильных учеников в первой половине урока, опрос на последних уроках непродуктивен.
9. Необходимо исключить отвлекающие факторы, в том числе избыток наглядной информации, не относящейся к уроку.
10. Не требовать от инертных учеников быстрого включения в работу, так как их активность возрастает постепенно.
11. Во время выполнения одного задания нецелесообразно переключать ребенка на что либо другое.
12. Во время устных ответов недопустимо перебивать, останавливать, поправлять детей, так как чаще наступает защитная реакция торможения.
13. Дети со слабой нервной системой быстро истощаются, поэтому нуждаются в дополнительных минутах отдыха.
14. Необходимо избегать в речи многословия, многочисленных повторов заданий с внесением изменений в формулировки. Инструкции должны быть краткими, четкими, понятными. Для некоторых детей необходимо дополнительно предложить задания в письменной форме.
15. Детей с ЗПР необходимо привлекать к работе у доски, предлагая посильные задания в игровой форме, так как двигательная активность, публичность стимулируют компенсаторные возможности.