Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи?
Исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития,
- разработку методов ранней педагогической диагностики речевых
расстройств и, соответственно, педагогической типологии недоразвития речи
в дошкольном возрасте,
- определение принципов, содержания и методов коррекционного
обучения языку и речи.
[bВ чем состоят признаки нарушения речевого развития в раннем возрасте? [/b]
Публикация «Консультация „Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также условия окружающей среды
Основными причинами патологии детской речи являются:
- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению
развития плода.
Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении
развития плода в период от 4 недель до 4 мес. Возникновению речевой
патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и
эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору
и др;
- родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к
внутричерепным кровоизлияниям;
- различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости
от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают
речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи
являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты
и ранние желудочно-кишечные расстройства; травмы черепа,
сопровождающиеся сотрясением мозга; наследственные факторы. В этих
случаях нарушения речи могут являться лишь частичными проявлениями
общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и
двигательной недостаточностью ;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к
микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции,
нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Давайте выделим ключевые положения психолого-педагогической классификации речевых нарушений, укажите ее роль в организации логопедического воздействия и разработке необходимых методов.
Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач,
содержания и методов логопедического воздействия
Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в
различных аспектах:
• в аспекте локализации поражения и психофизической организации
речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла)
Расстройства фонационного оформления речи: афония, дисфония —
отсутствие или нарушение голоса, брадилалия — патологически
замедленный темп речи, тахилалия — патологически убыстренный темп
речи, заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия
— нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и
сохранной иннервации речевого аппарата, ринолалия — нарушение тембра
голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими
дефектами речевого аппарата,
дизартрия — нарушение произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушение структурно-семантического оформления
высказывания: алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного мозга,
афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная
локальными поражениями головного мозга. дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов
чтения,
дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение
процессов письма.
Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН, т. е. нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и
произнесения фонем;
общее недоразвитие речи (ОНР 1 —3-го уровня, нерезко выраженное
общее недоразвитие речи, которое объединяет сложные речевые
расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и
смысловой сторонам.
Нарушения в применении языковых средств общения в речевой
деятельности (коммуникативный аспект):
заикание,
проявления речевого негативизма и др.
В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как
отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей
несформированностью фонетических и морфологических обобщений в
устной речи.
На основе психолого-педагогической классификации и цикла
исследований речевого и психического развития детей с разными видами
речевой патологии в ИКП РАО была разработана научно обоснованная
теория обучения детей с нарушениями речи и принципы комплектования
логопедических учреждений системы образования; организационные основы
функционирования дифференцированной сети учреждений для лиц с
различными формами речевой патологии
Основные задачи специальных программ развития речи дошкольника:
Эти задачи определяют общую стратегию коррекции речи ребенка, но
обязательно подразделяются на ряд более конкретных задач, определяемых
типом ведущего (первичного) дефекта в структуре речевого нарушения.
Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов
зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной
коррекции и формировании.
~ Психолого-педагогическое изучение детей для совершенствования
состояния познавательной и речевой деятельности.
~ Укрепление физического и психического здоровья детей.
~ Обеспечение интеллектуального и личностного развития
дошкольников.
~ Развитие эмоционально - волевой сферы.
~ Подготовка к успешному обучению к школе.
Коррекционно-развивающиеся задачи:
~ Развитие артикуляции, общей и мелкой моторики. ~ Развитие речевого дыхания у детей с тяжлыми нарушениями речи.
~ Формирование умения пользоваться голосом нормальной высоты и
силы.
~ Коррекция нарушений звукопроизношения.
~ Развитие и обогащение словарного запаса.
~ Развитие грамматического строя речи.
~ Формирование диалогической и монологической речи.
~ Развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия.
~ Развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы у детей.
~ Подготовка детей к письму, формирование графических умений.
Воспитательные задачи:
~ Формирование личностных навыков ребенка: самостоятельности,
дисциплинированности.
~ Формирование гигиенических умений и навыков.
Решение этих задач возможно в условиях комплексного подхода,
тесной взаимосвязи деятельности логопеда, воспитателя и родителей.
Логопедическое воздействие во всех его аспектах включает в себя:
устранение дефекта (например, дефектов произношения, голоса);
нормализацию речевых процессов (при заикании); минимизацию речевого
расстройства (при выраженной дизартрии, а также преодоление вторичных
влияний на личность и интеллект ребенка. В специальной методике обучения детей с общим недоразвитием речи
(ОНР) помимо взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности
реализуется принцип комплексной и ситуативно-тематической организации
речевого материала. Логопед преподносит детям в доступной форме
фонетику (в рамках коррекции произношения, грамматику (корригируя
аграмматизм, лексику родного языка (расширяя пассивный и активный
словарь). Однако выбор фонетического, грамматического и лексического
материала не является произвольным, он группируется вокруг типовой
коммуникативной ситуации.