Елена Кожуховская
Технология проблемного обучения как условие моделирования активной и деятельности младших школьников с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-Кожуховская Елена Федоровна
(воспитатель)
КГБОУ «Минусинская школа – интернат» г. Минусинск. Красноярский край. Россия.
Технология проблемного обучения как условие моделирования активной и инициативной деятельности младших школьников с нарушением слуха.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, которая бы учила «искать, взвешивать, оценивать, анализировать, сомневаться.» Найдена ли эта система? В чём она заключается? Применима ли к детям с нарушением слуха?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Конспекты
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Технология проблемных ситуаций
- Темочки
У детей с нарушением слуха отмечаются определённые особенности в развитии психических процессов. Объем внимания, развитие его устойчивости формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников. Замедленность и трудности овладения речью сказываются на развитии всех форм мышления наглядного и понятийного. Формирование мыслительных операций у детей с нарушением слуха процесс более длительный и своеобразный, чем у слышащих. К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на внеклассных занятиях.
Наиболее близкое для меня определение проблемной ситуации звучит следующим образом: проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у ребенка, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия. (И. Я. Лернер) Правильно подобранный глагол «побуждает», на мой взгляд, в полной мере раскрывает суть данного определения
В течение многих лет работаю с детьми, обучающимися по адаптированной образовательной программе начального общего образования для глухих и слабослышащих детей. Исходя из личного опыта, хочу отметить, что работу по использованию проблемных ситуаций следует вводить уже в дошкольном возрасте, но дозированно. Например, при организации самоподготовки, я намеренно кому –то из ребят не раздаю тетрадь или книгу. Ребёнок начинает волноваться. Как быть? Даю право решить эту проблему самостоятельно (взять самому, попросить у педагога или дежурного и тд) При проведении внеклассных занятий зачастую не даю готовые тему и цель занятия, мотивирую мыслить логически. Проблемные ситуации имеют место быть и во внеурочное время: забыл дома книгу, не подготовил домашнее задание, не продежурил в классе и тд. Не решайте за ребёнка проблему, дайте время ему осмыслить «пожить» в этом несколько минут. Видите в глазах безысходность и страх- подключитесь, но не берите всю инициативу на себя, просто направьте ребёнка, подскажите, что есть несколько путей решения его проблемы.
При разработке проблемных образовательных ситуаций для детей с нарушением слуха необходимо учитывать определенные требования:
1. Учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
2. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной, с учётом словаря, желательно проиллюстрированной.
3. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность обучающихся.
4. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
5. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении.
6. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Главное для педагога усвоить следующую цепочку - проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.
Предлагаю Вашему вниманию несколько фрагментов внеклассных занятий с использованием элементов проблемного обучения.
Классный час «Вежливые слова» (1 класс)
Постановка проблемы. Определение цели занятия.
(работа по сюжетной картинке)
Что делает? Можно так поступать? Как бы ты сделал? А этот мальчик знает вежливые слова? Почему? (не поздоровался). Как помочь? Хотите его научить говорить вежливые слова? Значит,какая цель занятия? (учиться говорить вежливые слова)
Поиск путей решения.
Чтобы научиться говорить вежливые слова, что нам с вами нужно сделать? (пункты плана на доске)
-подбирать к картинкам вежливые слова
-решать задачу примеры.
-называть вежливые слова.
-составлять вежливые слова.
-выполнять поручения с вежливыми словами.
В данном случае дети выбирают шаги решения проблемы, основываясь
на готовый план, в котором намеренно допущена ошибка. Педагог выслушивает ответы учащихся, переходя к составлению коллективного плана работы.
Групповой час «Дикие животные» (2а класс)
Актуализация знаний.
(В центре доски,крупными буквами написано «Дикие животные». От этого словосочетания,в разные стороны идут стрелки, на конце которых располагаются чистые листы) (Кластер)
Закройте глаза, представьте любое дикое животное. Подберите слова, которые относятся к диким животным. (Ответы учащихся несут хаотичность, ошибки, неточности. Задача педагога выбрать верные, необходимые для продолжения занятия -название, строение пища, места обитания, подготовка к зиме.)
Давайте посмотрим, что у нас получилось?
(Дети, совместно с педагогом читают записи на листах, возникшие в ходе ответов детей и определят, что они знают, а что нет, перемещая листы в заранее приготовленную на доске таблицу – «Знаю. Не Знаю. Узнал».
/Как белка готовится к зиме? Ёж? Знаем? (медведь спит, белка запасает корм)
Постановка проблемы. Определение цели занятия.
/А что делает зимой барсук? Кабан? Знаем? (Нет)
В какую колонку переместим лист? («Не знаю»)
Значит, какая цель занятия? (Узнать, как барсук и кабан готовятся к зиме) СП
Поиск путей решения.
Как можно узнать? Что мы можем сделать? (Прочитать текст, посмотреть телевизор, прочитать газету, спросить у родителей)
В классе есть телевизор? Газеты? Родители сейчас с нами рядом (Нет) Значит, как мы будем узнавать информацию?
/Что будем делать? (читать текст и отвечать на вопрос)
Открытие нового знания.
Бытовой труд «Стирка носочков» 3 класс
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Посмотрите, какие носочки у Даши? А у Семёна? Чистые? Поможем правильно постирать носочки? А какие по цвету носки у Даши? (белые) А у Семёна? (цветные) Как мы можем их постирать? Мы можем их постирать в одном тазике или их нужно разделить? Как думаешь…., а как думает …. Знаем мы точный ответ на этот вопрос? (нет)
Постановка цели занятия. Поиск путей решения.
/Значит, какая цель занятия? (узнать, можно ли стирать белые и цветные носочки вместе)
Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся…Подвести к тому, что нужно постирать и проверить)
/Что делали? (беседовали о стирке)
/Что будем делать сейчас? (Будем стирать)
Разнообразие форм внеклассных занятий говорит о том, что спектр применения проблемного обучения широк. Проведение занятий, содержащих в себе элементы проблемной технологии, позволяют успешно в дальнейшем включать детей в проектную деятельность. У них уже есть определённый опыт постановки проблемы, нахождения информации из различных источников, умение распределять обязанности при работе в группе, выражать свою точку зрения. Ежегодно дети моего класса принимают участие в очных и заочных конференциях по защите своих проектов на школьном и городском уровнях, занимают призовые места. В данный момент ребята работают над исследовательским проектом «Мыльные пузыри», с которым выйдут на городскую конференцию.
Возвращаясь к вопросам, которые я ставила выше, с уверенностью могу сказать, что технология способная «разбудить» ребёнка найдена, и она применима к детям с нарушением слуха.
Однако, недостатки этой технологии всё же присутствуют: не всегда легко мне удавалось сформулировать проблему, не весь материал можно построить в виде проблемы и, что немаловажно, имеют место быть большие затраты времени.
Внеклассные занятия с элементами проблемной технологии очень эффективны и детям нравятся. Но не всё обучение должно быть проблемным. Обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Отметила ещё один немаловажный фактор - практически всем учащимся доступно проблемное обучение. Просто уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности. Педагогам,использующим технологию проблемного обучения в системе, будет проще подготовить детей с недостатками слуха к самостоятельной жизни, поддержать и оказать помощь при вступлении во «взрослую жизнь»
Используемая литература.
1. Зикеев А. Г. Обучение учащихся подготовительного, I IV классов школы глухих. Пособие для учителя. М "Просвещение" 1984
2. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М. :Знание, 2011.
3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. -М. : Просвещение, 1977.
4. Сурдопедагогика: учебник для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/ [И. Г. Багрова и др. ]; под ред. Е. Г. Речицкой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -655 с. - (Коррекционная педагогика).