Воронова Наталья
«Наш дом — природа». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, их взаимосвязи.
Задачи:
• сформировать систему знаний и умений, ценностной ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
• активизация словаря, закрепление обобщающих понятий;
• развитие эмоциональной и коммуникативной сферы;
• воспитание у детей любви к природе родного края и бережного отношения к окружающей среде.
Методы:
• игра;
• создание проблемной ситуации;
• беседа;
• упражнение;
• моделирование;
• использование художественного слова;
• словесные приемы: объяснение, пояснение, указание, поощрение;
• демонстрация.
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы о природе;
• наблюдение на прогулке;
• разучивание стихов, загадок, потешек, народных примет;
• просмотр диафильмов;
• экскурсия в экологический музей;
• разучивание хоровода.
Развивающая среда:
• ключи от природы;
• модель круговорота воды в природе;
• макет с изображением времен года;
• макеты деревьев, птиц, солнышка, речки;
• костюмы солнышка и тучки;
• запись звуков леса;
• мешочек с землей, воздушный шарик, коробочка с предметами для игры «Угадай по запаху».
Место проведения:
• музыкальный зал.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал под музыку и встают врассыпную.
Дети читают стихи:
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом.
Воспитатель: Да, ребята, наш с вами дом - это природа. А царица - природа очень изменчива, то холодная, как зима, то жаркая, как лето. Какое сейчас время года? (весна).
Весной мы отмечаем какой праздник? (женский день 8 - марта).
В этот день мы подарим всем женщинам на свете красивые букеты. А цветы -это тоже природа. Хотите отправиться в гости к царице - природе?
- Для этого нам надо найти ключи от природы, чтобы открыть вот эти двери.
Дети берутся за руки, идут за воспитателем и читают стихотворение:
Крепко за руки возьмемся,
В путь - дорожку соберемся.
Мы идем, идем, идем
Ключ от природы обязательно найдем.
Воспитатель загадывает загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем (воздух).
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе? Для чего нужен воздух? Что мы вдыхаем, а что выдыхаем? Как называется воздушная оболочка вокруг Земли и для чего она нужна? (ответы детей).
Воспитатель предлагает детям помахать рукой у лица и подуть на ладошку.
Воспитатель: Что вы чувствуете? Что такое ветер? Каким он бывает? Какие явления природы вызваны ветром? (ответы детей).
Дети читают стихи о воздухе и ветре.
Воспитатель: Что мы с вами можем сделать, чтобы воздух стал чище? (ответы детей).
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Сюрпризный момент: прилетает воздушный шарик и дарит детям первый ключ от природы.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, ведь нам надо найти еще три ключа от природы. Воспитатель с детьми идет и читает стихотворение:
По ровненькой дорожке Идем, идем, идем
Ключи мы от природы Обязательно найдем.
Слушайте загадку: Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто такая? (Вода).
Что вы знаете о воде? Что вы можете рассказать о круговороте воды в природе? (ответы детей).
Экологическая игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: С незапамятных времен люди старались жить рядом с водой, чтобы заниматься рыболовством, торговлей. Воде люди посвятили много стихов, песен, мудрых изречений. Что в народе говорят о воде?
«Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды».
«Вода - кровь природы, капля воды дороже алмаза».
«Родники - это алмазные бусинки России, волшебные сказки природы».
«Вода - источник и носитель жизни. Все хорошо в природе, но вода - красота всей природы».
Дети читают стихи о воде.
Воспитатель: Давайте с вами подойдем к речке, послушаем, как журчит вода (дети по записи слушают, как журчит вода).
Посмотрите, что случилось с рекой, что там плавает? (ответы детей)
Кто бросил мусор в реку? Правильно поступил человек? Почему? (ответы детей)
Давайте поможем речке, очистим ее от мусора, (дети собирают мусор).
Воспитатель: Вот мы и помогли речке, теперь она потечет чистая. Посмотрите, нам речка дарит ключик от природы, это она нас так отблагодарила.
Как же мы должны относиться к воде (не загрязнять, экономить и беречь).
Дети читают хором стихотворение:
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Воду попусту не лей
Дорожить водой умей.
Воспитатель: Посмотрите, а река протекает рядом с лесом, давайте зайдем в лес. Лес - это чей дом? А как надо вести себя в лесу? (ответы детей).
Сюрпризный момент: воспитатель находит под деревом мешочек с землей.
Что это? Кто это его подбросил, как будто нарочно?
Выходит лесовичок: «Это я вам его подбросил, знаю зачем вы сюда пришли -ключик вам надо от природы. Только получите вы его, если все расскажите о матушке - земле».
Воспитатель: Расскажем ребята все, что мы знаем о земле? Как называется верхний слой земли? Какая бывает почва? Что в ней есть? Смогут растения прожить без почвы? А кто живет в почве? Что они там делают? (ответы детей).
Люди всегда любили землю и ухаживали за ней. Как люди ухаживают за землей? (ответы детей).
Люди посвятили земле много стихов, песен, мудрых изречений. Что в народе говорят о земле?
«Наша кормилица - земля»
«Хоть земелька и чёрная, а белый хлеб родит»
«Поле любит труд»
«Земля - тарелка, что положишь, то и возьмёшь»
«Земля хоть и кормит, но и сама есть просит»
«Какова земля, таков и хлеб»
«Кто землю лелеет, того и земля жалеет»
Чтение стихотворения о земле.
Весною буйно всё растёт,
Деревья расцвели.
Когда придёшь на огород -
Возьми комок земли.
Смотри - он тёплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой!
В нём корешки цветов живут,
Он червякам даёт приют,
В нём влага, воздух, перегной.
Он часть твоей земли родной.
Лесовичок: Какие молодцы, ну всё рассказали о земле, так как же надо беречь почву? (ответы детей)
Лесовичок загадывает загадку: «Так что же богаче всего на свете» (земля).
Лесовичок даёт ключ от природы и просит взять его с собой в путешествие. Дети отправляются с воспитателем и лесовичком дальше в путь.
Воспитатель: Ну - ка, кто из вас ответит?
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт. (Солнце)
Воспитатель предлагает детям позвать солнышко: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.»
- Что такое солнце? Что оно нам даёт? Сможем ли без него прожить? Почему?
- Люди посвятили солнцу много стихов, песен. Давайте мы все с вами будем
лучиками, а Даша - солнышком.
Дети встают в кружок, читают стихи и потешки о солнышке.
Песня - хоровод «В голубом просторе солнышко гуляло.»
Солнышко дарит детям ключик от природы.
Воспитатель: Мы все ключи от природы нашли, теперь пойдёмте скорее и все двери откроем (дети садятся на стульчики рядом с макетом дверей).
Дети открывают ключами двери, за которыми находятся четыре времени года. О каждом времени года дети читают стихи и вспоминают народные приметы.
Воспитатель: А теперь давайте позовём царицу - природу. Дети хором зовут:
Ты, природа, к нам приди, Детям радость принеси.
В гости к детям приходит царица - природа.
Царица - природа: Здравствуйте, гости, здравствуйте, ребята, я очень рада встрече с вами! Вижу, вы очень любите меня - как красиво нарисовали и птиц, и растения, и зверей. Это, ребята, какая природа? А без чего они не смогут жить? (ответы детей)
- Видите, как всё в природе взаимосвязано. За что вы любите меня? (за красоту, за богатый урожай, за чистую воду, воздух, солнышко, за доброту).
- Кто подружится со мной - тому здоровье подарю. Но только запомните - природу надо беречь.
Только тогда здоровыми вы будете,
Если воздух, почва, вода
На нашей планете Земля
Будут чистыми всегда.
Воспитатель: А в подарок для царицы - природы мы приготовили танец "Цветы".
Дети исполняют танец "Цветы"
Подведение итога занятия.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось большего всего на занятии? Почему? Как надо относиться к природе?
Воспитатель приглашает всех гостей вместе с детьми на чаепитие в группу.