Екатерина Габбасова
Особенности формирования логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность нашего исследования обусловлена постоянным ростом количества детей, имеющих сложную структуру дефекта в целом. Очень часто наличие зрительных нарушений сочетается с имеющимися речевыми патологиями, поскольку у детей, имеющих зрительные отклонения, бывают снижены когнитивные процессы, нарушена ориентировка в пространстве, не сформировано зрительное соотношение звучащего слова с реальным предметом. Существуют трудности в употреблении и понимании детьми логико-грамматических конструкций, связанные с анализом зрительных впечатлений. Проблема диагностики и коррекции речевых нарушений дошкольников с нарушениями зрения занимает особое место в сфере их медико-психолого - педагогической реабилитации. Она указывает на необходимость создания таких специальных условий, которые будут направлены на эффективную своевременную коррекцию и компенсацию нарушенного речевого развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей, уровня развития зрительного восприятия.
Публикация «Особенности формирования логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах
В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы по формированию логико-грамматических конструкций и развитию зрительного восприятия дошкольников данной категории. Актуальность оказания коррекционной помощи дошкольникам с недостаточно сформированным уровнем логико-грамматических структур определено исследованиями
А. Р. Лурия, А. В. Семенович, Т. В. Ахутиной которые доказали, что формирование логико-грамматических конструкций является сложным процессом в развитии речи дошкольников, а их нарушения в дальнейшем способствует возникновению трудностей в обучении.
Практическая значимость работы заключается в проведении констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка и их особенностей у старших дошкольников с нарушениями зрения, а также изучения структуры дефекта.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что состояние зрительного восприятия находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и психических функций. По мнению Л. И. Плаксиной, Л. А. Дружининой, Л. Б. Осиповой и других учёных, Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка с нарушением зрения. Под влиянием речи развивается его восприятие, мышление, память. Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка с нарушением зрения об окружающих предметах и явлениях.
По мнению Л. И. Плаксиной, Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также бедностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим, наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни.
Наличие нарушений речи, в той или иной степени, отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, препятствует развитию его эмоционально-волевой сферы, а также адекватной социализации и адаптации.
Для изучения и анализа организации логопедической работы по формированию логико-грамматических конструкций языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи мы провели констатирующий эксперимент на базе МБДОУ ДС № 43 для детей с нарушениями речи города Озёрска, в котором приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Обследование проводилось с учётом методических рекомендаций А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, Т. В. Ахутиной.
Диагностика осуществлялась по следующим направлениям: изучение анамнеза, исследование состояния зрительного восприятия, диагностика речевого развитие, исследование уровня сформированности логико-грамматических категорий языка.
Проведенное обследование позволяет нам сделать вывод о том, что данная группа детей имеет как речевые, так и неречевые расстройства. У обследуемых детей ярко выражены нарушения ориентировки в пространстве, бедность предметно-практического опыта.
При обследовании грамматического строя речи выявлено, что дети способны строить простые нераспространённые предложения, но такие предложения аграмматичны, между словами нарушены связи согласования и управления. У детей отмечается низкий уровень сформированности логико-грамматических конструкций. Также трудности вызывают предлоги. Дети путают их значение, неправильно употребляют в словосочетаниях, пропускают в своей речи или заменяют на другие. Данные нарушения оказывают влияние на связную речь детей.
Анализ результатов обследования позволил нам сделать вывод о том, что данная категория детей с нарушениями зрения имеет трудности в формировании логико-грамматических конструкций языка.
Имеющиеся нарушения нацелили нас на проведение коррекционной работы, которая направлена на апробацию методов развития уровня развития логико-грамматических конструкций с учётом имеющихся зрительных нарушений старших дошкольников, а также адаптация представляемого материала детям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники с нарушениями зрения имеют сложную структуру дефекта, поэтому коррекционная работа должна проводиться с опорой на комплексный подход.