Людмила
Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников
В детском саду все дети любят играть в театрализованные игры, начиная с младшего возраста. Так что же такое театрализованные игры.
Публикация «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Театрализованные игры – это игры, содержание которых построено на литературной или фольклорной основе, с обязательным наличием зрителей». Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Театрализованная игра ставит перед ребенком старшего дошкольного возраста немало очень важных задач, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности. Дети должны:
- уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего);
- уметь использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний;
- уметь взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д. ;
- уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.
О. А. Акулова считает, что театрализованные игры являются эффективным средством социализации дошкольника, так как такие игры имеют коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного межличностного взаимодействия.
Часто такой опыт межличностного взаимодействия помогает детям не только лучше понимать эмоции и чувства других, но и избегать конфликтных ситуаций, контролировать и «откладывать» негативные эмо-циональные проявления.
Педагогический потенциал театрализованных игр в формировании коммуникативной компетентности состоит в том, что в них у дошкольников формируются «ценностные ориентации и формы саморегуляции поведения в различных социальных ситуациях общения, развивается способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей». Эти игры позволяют эффективно формировать коммуникативную компетентность у старших дошкольников, так как они основываются на потребности детей этого возраста в общении и способствуют расширению знаний детей о речевых способах межличностного взаимодействия, воспитывают эмоциональную отзывчивость, эмпатию, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров, формируют способность к сотрудничеству, совместной деятельности, развивают инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.). Использование театрализованных игр для формирования коммуникативной компетентности способствует повышению мотивации детей старшего дошкольного возраста в овладении способами коммуникации.
Литература.
1. Акулова О. А. Театрализованные игры. О. А. Акулова Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4.
2. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. канд. пед. Наук. Волгоград, 2001.
3. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М. : Детство-Пресс, 2006.
4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников.
М. : Просвещение, 1991.