Тюнтяева Оксана Анатольевна
Особенности сюжетного рисования старших дошкольников
Особенности сюжетного рисования старших дошкольников
Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Передать настроение, чувства (грусть, печаль или радость, восторг) в рисунке от значимого для ребенка в жизни события (день рождения, поход в цирк, театр, встреча с близким человеком, прочтения интересного рассказа, сказки является главной предпосылкой к детскому творчеству, в частности, к сюжетному рисованию. Рисуя то или иное событие, сюжет ребенок, в первую очередь, передает свое отношение к происходящему.
Публикация «Особенности сюжетного рисования старших дошкольников» размещена в разделах
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В старшем дошкольном возрасте детям уже хорошо известны основные приемы изображения предметов. Недаром, сюжетное рисование с учебными целями вводится только со средней группы детского сада. Начальный этап: 2-3 предмета расположенные рядом.
Дети должны быть не ограничены в сюжетном рисовании изображением только тех предметов, которые уже изображали. В рисунке необходимо передать главное в сюжете, а деталями юный художник дополняет рисунок по выбору и желанию.
Старший дошкольник умеет выделять в сюжете главное. Это связано с развитием восприятия и мышления.
Выполнение задачи пространственного соотношения между предметами для дошкольника является сложной.
Дети старшего дошкольного возраста уже стараются соблюдать пропорциональные соотношения между предметами, увеличение или уменьшение предмета в связи с расположением в пространстве, научившись сравнивать и сопоставлять изображаемые предметы и объекты, устанавливая связь между ними.
Опыт прогулок с родителями с выездом на природу, наблюдений, объяснений воспитателя на занятиях (знакомство с понятием «линия горизонта», соединяющая землю и небо) дают начальные знания и представления о пространстве. Но, даже зная все это, передать на плоскости листа перспективу рисунка вызывают у некоторых детей большие затруднения. Поэтому старшие дошкольники, имеющие опыт, обладая пониманием перспективного расположения предметов, изображают предметы закономерно: то, что далеко, выше на плоскости листа и наоборот.
При рисовании на темы литературных произведений, сказок дошкольникам необходимо давать конкретное задание. Например, прочитав сказку Шарля Перро «Красная Шапочка»: нарисовать Красную Шапочку, идущую проведать бабушку. Дети рисуют образ девочки, любующейся красотами леса. Дети наполняют рисунки деталями на свое усмотрение, фантазируя: солнышко, облака, радуга, полянка с цветами и деревьями и т. д. Ребята учатся самостоятельно передавать колорит природы, соответствующий сюжету.
Так же в старшем дошкольном возрасте педагог может поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, изобразить полюбившийся эпизод из сказки.
В программе «От рождения до школы» предложены некоторые темы для сюжетного рисования. Творческий подход современного педагога-дошкольника заключается в том, чтобы раздвинуть рамки предложенного, раскрыв новые горизонты творчества и детской фантазии, предлагая интересные темы, учитывая впечатления детского восприятия.