Ильмира Шайхлисламова
Оригами как средство развития и воспитания для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду оригами получило широкое распространение как конструирование из бумаги. В чём же развивающая функция этого искусства?
"Прилетели голуби"
Во-первых, занятия оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. А её значимость, как известно, несомненна для стимуляции развития речи. Суть в том, что центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены в головном мозге очень близко друг к другу. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. В процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук. Вот на что следует обратить внимание: обучая детей складыванию бумаги, необходимо учить их делать чёткие и ровные сгибы. Какая при этом преследуется цель? Ребёнок должен получить красивую, ровную поделку, а педагог, как сказано выше, развить силу пальцев рук и четкость движений. В чём сложность реализации этой задачи? В том, что на первых этапах ребёнок не обладает достаточной силой для выполнения чётких и ровных сгибов. Чтобы решить эту задачу, его необходимо заинтересовать предстоящей работой, помочь в начале обучения, а именно научить проглаживать сгибы с помощью колец округлых ножниц или гранью карандаша.
Публикация «Оригами как средство развития и воспитания для детей с ТНР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» август 2021
"Веселой стайкой"
Во-вторых, занятия оригами положительно влияют на развитие мышления. Как это претворить на практике? Начало обучения обязательно должно связываться с поэтапным показом выполнения задания. Иными словами, педагог показывает, объясняет, наглядно ориентируясь на схему, каждый этап работы. Самостоятельное складывание по схеме возможно только тогда, когда дети уже достаточно усвоили данный процесс. Именно в этом и заложена основная цель обучения – развивать мыслительную деятельность детей. Но что характерно: педагоги зачастую ограничиваются показом поэтапного выполнения работ. Изготовление схем, обучению складыванию по ним поделки они отводят на второй план. Делать этого не следует. Учить детей складывать поделку необходимо по схеме. Ведь только такая методика позволяет решить поставленную задачу – развивать мышление.
"Веселые лягушата"
В-третьих, изготовление фигурки, игрушки из бумаги развивает воображение. По ходу выполнения поделки ребёнок представляет себе её вид, как и чем украсит, как будет с ней играть, кому подарит и т. п. Однако сложность решения задачи в том, что зачастую изготовление поделки заканчивается на последнем этапе – финальном сгибе. Редко когда дети имеют возможность украсить свой труд в свободное время. Печально и то, если новая игрушка сразу отправляется на выставочный стенд. Что должен сделать педагог? Предложить детям самостоятельно украсить свою игрушку, свою фигурку. А для этого предоставить не только достаточно свободного времени, а также фломастеры, карандаши, восковые мелки, кусочки цветной бумаги, клей. И в конце занятия обязательно предложить обыграть игрушку. Ведь как весело запустить разноцветную лодочку в вымышленное море на ковре! Или построить гоночный трек для бумажных автомобилей! Устроить прыжки наперегонки для ловких лягушат из бумаги!
"Наш щенок"
В-четвёртых, оригами как вид искусства развивает память. Как часто дети после занятия снова и снова просят бумагу и десятки раз складывают понравившуюся игрушку! Подтверждение тому – наша практика. Возникает вопрос: как в полной мере на занятиях оригами можно развивать память? Ответ один: помогут только схемы, по которым следует изготавливать игрушку. Оставьте схему после занятия на мольберте. На некоторое время. Так дети вновь получат возможность посмотреть на образец, вспомнить этапы работы. Кроме того, все схемы, проработанные на занятиях, целесообразно складывать в одном, доступном для детей месте. В свободное время они могут ими воспользоваться.
В-пятых, складывая поделку из бумаги, ребёнок тренирует внимание. Ведь чтобы правильно выполнить работу, надо сконцентрироваться и внимательно слушать педагога. Реализация этой задачи на практике сложная. Не секрет: дети отвлекаются и тем самым пропускают важную информацию. Если это происходит, значит, мотивация недостаточно высока, значит,воспитатель недостаточно заинтересовал детей предстоящей работой. Поэтому, готовясь к занятию, нужно основательно продумать весь его ход.
К чему следует прибегнуть? К игровым моментам, к подборке художественных текстов. И, что не менее важно, обязательно показать детям конечный результат: то, что должно получиться.
"Черный ворон"
Итак, какой вывод можно сделать из вышеизложенного? Занятия оригами положительно влияют на развитие всех психических функций детей.
Не менее важна и воспитательная функция занятий оригами. Чтобы выполнить работу, надо затратить достаточное количество времени, сидя за столом. Следовательно, выработанная усидчивость сказывается не только на остальных занятиях, но и в последующие годы учёбы в школе. Да, задача сложна, если не соблюдать постепенность усложнения поделок.
Педагог всегда должен помнить: усложнение должно идти постепенно. Сначала детей следует учить складывать фигурки по произвольным линиям, затем – по намеченным. Сначала в поделке малое количество сгибов. Затем всё больше и больше. Сначала поделка состоит из одного листа бумаги, затем – из нескольких. При соблюдении этих правил будут реализовываться все вышеперечисленные задачи. Однако привитием навыка усидчивости не ограничивается воспитательная функция оригами. Не будем забывать, что работа эта требует аккуратности. Вот и второй навык. Чем аккуратнее действия ребёнка в процессе труда, тем красивее поделка. Если игрушка красива, радует глаз, то и рабочее место после окончания работы должно остаться чистым. Следовательно, не без основания можно утверждать: оригами действительно положительно влияет на развитие и воспитание детей, реализует многие задачи, содержащиеся в повседневной работе.