Ирина Степанова
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Царство растений»
Программное содержание:
1. Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир — мир растений
2. Ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по взаимоотношениям с человеком).
3. Познакомить детей с интересными представителями мира диких растений (с лекарственными растениями вообще и с произрастающими в вашей местности в частности).
4. Познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития
Публикация «Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений у детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
5. Закрепить у детей представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности растений для людей (пища, красота, здоровье, жизнь)
Материал и оборудование: Картинки и иллюстрации с изображением различных растений.
Словарная работа: дикорастущие растения, культурные растения, лекарственные растения.
Предварительная работа : чтение художественных произведений о растительном мире, наблюдения за растениями на прогулке, робота в уголке природы.
Ход организованной образованной деятельностью.
В: Ребята, кто ещё живет на нашей планете, кроме животных и людей?
Д: цветы, деревья, растения
(показ картинок с изображением растений)
В: Растения — это целое царство-государство. Какие растения вы знаете?
Д: (перечисляют)
В: Какие растения живут вместе с нами в группе?
Д: (перечисляют)
В: Дети, вы назвали много самых разных растений (показ картинки с дикорастущими растениями)
Как вы думаете, кто же посадил и вырастил эти цветы?
Д: ни кто, сами выросли
В: Эти растения сами выросли на лугах, на полях, в лесу. Человек не принимал и не принимает участие в жизни этих растений, не сажает, не ухаживает за ними. Такие растения называются дикорастущими. Растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Достаточно прийти в лес, где нас поражает зеленое буйство растений. Каждый цветок, который мы, встретим в лесу, хранит свою тайну, каждому творению природы человек благодарен.
«Когда я утром шла к вам в гости, то заметила на земле веточку березы. Видимо ее кто-то сорвал с дерева. Я взяла ее с собой, чтобы показать вам, она вся замерзла. Посмотрите на нее внимательно. Видите маленькие почки? Как вы думаете, на этой сорванной веточке березы распустятся листочки? Почему вы так думаете?»
Д: (ответы детей)
В: Правильно, на такой веточке не распустятся листочки, ведь она уже замерзла, долго пролежала на земле, только на дереве могут распуститься листочки. Дерево само заботится о себе, оно берет все необходимое из почвы, от солнечных лучей берет тепло. Деревья – являются дикорастущими растениями.
Отгадайте загадку: «На лугу стоят сестрички — золотые глазки, белые реснички». (Педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением различных дикорастущих цветов и предлагает отобрать среди них отгадку на загадку. Все отобранные картинки вывешиваются на доске.)
Д: (ответы детей)
В: Вы правильно отобрали картинки-отгадки. Но у этих цветов на самом деле есть свои названия Ромашек существует великое множество: ромашка римская, кавказская, персидская и т. п. — всего насчитывается 350 видов ромашек, больше ста видов обитает в России.
Одна из самых распространенных — ромашка аптечная. (Показ картинки.) Она славится своими лечебными свойствами, снимает воспаление, заживляет раны. Ромашка применяется в кулинарии и в косметике, она используется для изготовления различных кремов, паст, красок для волос.
Ромашка помогает не только человеку, но и другим растениям. Если посадить ромашки вокруг яблонь, деревья не будут страдать от своего злейшего врага — яблоневой плодожорки. Капусту она оберегает от гусениц и даже мышей-полевок отпугивает от растений.
Вот на сколько полезны, бывают дикорастущие растения.
В: Посмотрите, на эти картинки, вам знакомы эти цветы? (Воспитатель показывает картинки с культурными растениями, указывает на комнатные растения в группе. Дети вспоминают, где они встречались с такими растениями (выращиваем на огороде и в саду, встречаем на клумбах, содержим в нашей группе и дома и т. п.).)
Д: (Ответы детей)
В: Эти растения выросли и могут жить только при участии человека. Мы собираем семена, покупаем в специальных магазинах, выращиваем из них рассаду, ухаживаем за рассадой. И даже когда появляются цветы и плоды, продолжаем ухаживать за растениями, поливаем, подкармливаем. Растения, которые живут только при участии человека, называются культурными растениями. Дикорастущие растения растут и живут по своим законам, без участия человека. Культурные растения требуют внимания и заботы человека. Но, конечно, и те и другие растения прекрасны и удивительны. Мир цветов — нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый. Давайте вглядимся в него. Цветы радуют наш глаз, зелень их листвы успокаивает нас, есть растения с неповторимыми ароматами. Какие цветы вы знаете?
Д: (ответы детей)
В: Какие цветы вам нравятся?
Д: (ответы детей)
В: У каких цветов есть запах?
Д: (ответы детей)
В: Как вы думаете, зачем людям нужны растения?
Д: (ответы детей)
В: Цветы (растения) играют огромную роль в жизни человека: мы не можем жить без их красоты, они кормят человека, лечат людей. У вас в группе их много и все они красивы по-своему.
«Когда я пришла к вам в группу, то сразу заметила один очень красивый цветок (название). У него такие красивые зеленые листья. Они имеют даже не большой блеск. А цветочки, которые распустились на нем имеют очень красивый оттенок. Такое комнатное растение выглядит очень здоровым. Ребята, как вы думаете, почему это растение такое красивое?»
Д: (ответы детей)
В: Правильно, этот цветок такой здоровый, от того, что за ним ухаживали, заботились о нем вы, и этот цветок является культурным растением.
Дети, а как вы думаете овощи это культурные растения?
Д: да, за ними надо специально ухаживать
В: Правильно, овощи – это так же культурные растения, без заботы и внимания человека не сможет вырасти ни капуста, ни морковка.
В: Теперь вы знаете, что растения делятся на культурные и дикорастущие, разложите все картинки в две коробочки: «культурные растения» и «дикорастущие растения». Раскладывая, объясняйте свой выбор.
Начиная с Леши, подходим ко мне показывай детям картинку и скажи к какой группе растений она относится, объясни свой выбор.
Так дети раскладывают все картинки.
Д: (ответы детей)