Татьяна Егорова
«Музыкальный домик». Организованная-образовательная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
организованная образовательная деятельность в старшей группе
Программное содержание:
1. Закрепить в речи детей названия музыкальных инструментов : скрипка, виолончель, балалайка, гусли, гармонь, труба, бубен, колокольчик, дудочка, маракас, барабан, металлофон, треугольник, пианино.
2. Расширять представление детей о людях творческих профессий.
Публикация «„Музыкальный домик“, Организованная-образовательная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
3. Учить соотносить название музыкальных инструментов и музыкальных специальностей.
4. Развивать чувство ритма; звуковысотный слух; тембровый слух, слуховое и зрительное внимание.
5. Учить различать на слух звучание музыкальных инструментов.
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
7. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, познакомить с многозначными словами на примере слова ключ.
Материал к занятию:
1. Письмо от куклы Маши.
2. Игрушечный зайка (би-ба-бо).
3. Звуковысотная лесенка.
4. Музыкальный домик.
5. Музыкальные инструменты.
6. Картинки музыкальных инструментов.
7. Картинки музыкантов с музыкальными инструментами.
8. Магнитофон.
9. Погремушки (по две на ребенка)
10. Скрипичный ключ, обычный ключ, гаечный ключ, родниковый ключ (картинка).
11. Дирижерская палочка.
12. Колокольчики, ложки, бубны.
13. Диск с русской народной музыкой.
14. Диск с музыкой «Веселая зарядка»
15. Диск с игрой «Погремушка»
16. Куклы Маша и медведь (би-ба-бо).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, нам сегодня почтальон принес письмо. Посмотрим, кто же нам его прислал!
(воспитатель с детьми рассматривают конверт, открывают, читают письмо вместе и выясняют, что к ним в гости должны придти кукла Маша и Мишка из Кукольного театра).
Раздается стук, вместо куклы появляется зайка.
Ой, кто это? (Да это зайка)
Воспитатель:
Здравствуй зайка! Как ты к нам попал?
Зайка:
Не с кем зайке поиграть!
Я решил друзей искать.
Очень долго я скакал,
В детский садик к вам попал.
Уже сентябрь на улице,
Небо хмурится,
Солнышка не видно –
Холодно, обидно!
Никто меня не пожалеет,
Не погладит, не согреет! Ой! (Зайка плачет).
Воспитатель:
Давайте зайку пожалеем,
Погладим мы его, согреем!
Д/игра «Назови ласково»
(Воспитатель предает зайку детям, и каждый называет зайку ласковым словом).
Воспитатель:
Ну вот, зайка плакать перестал.
А теперь чтобы согреться,
Быть здоровым, крепким, сильным,
На веселую зарядку
Быстро зайка ты вставай
Вместе с нами повторяй!
Физкультминутка «Веселая зарядка»
Зайка:
Как здорово – весело, тепло, хорошо! Мне очень понравилось у вас в детском саду! А теперь я хочу пригласить вас ко мне в гости и рассказать много интересного!
Воспитатель:
А где ты живешь зайка?
Зайка: Я живу в волшебном лесу. И я не простой зайка, я зайка-музыкант и домик мой - музыкальный. Но на пути к моему домику будет заколдованная лесенка, по ней сможет пройти только тот, кто правильно споет песенку. Вы умеете петь?
Дети: Конечно, умеем!
Зайка:
Песенка будет такая: «Осень к нам пришла, дождик принесла».
(На полу звуковысотная картонная лесенка, дети идут по ступенькам и поют).
Как вы замечательно поете! А вот и мой домик. Он открывается не простым ключом, а музыкальным! Отгадайте, какой из этих ключей откроет мой домик? (На столе лежат скрипичный ключ, гаечный ключ, простой ключ).
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный завитой,
Ключ для гаек,
Ключ – дверной!
(Дети выбирают ключ)
Как называется этот ключ? (скрипичный)
(Идет обсуждение остальных ключей и их назначение).
Зайка:
Раз, два, три – ключик двери отвори!
В моем домике есть музыкальные инструменты, отгадайте какие….
(Зайка загадывает загадки).
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет – заливается,
Как называется?
(Скрипка)
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немножко раскачать,
Слышен будет перезвон:
Динь-дон-дон, динь-дон-дон.
(Колокольчик)
Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит веселый звон!
Что звучит?
(Металлофон)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
(Барабан)
Мы ладошкой ударяем,
С тобой весело играем.
Ты в ответ звенишь, звенишь
И ребяток веселишь.
(Бубен)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармонь)
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете,
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда. (Дудочка)
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!
(Маракас)
Молодцы! Все отгадали!
А вы знаете, что музыкальные инструменты отличаются друг от друга не только внешне, но и по способу извлечения звука. Вот, например, барабан. Что нужно сделать, чтобы барабан зазвучал? (Ударить по нему палочками).
Значит барабан по способу извлечения звука, какой музыкальный инструмент? (Ударный).
Назовите ударные музыкальные инструменты. (Барабан, колокольчик, металлофон, бубен, тарелки, треугольник).
Чтобы зазвучало пианино, что надо сделать? (Нажать на клавиши).
Значит пианино по звукоизвлечению какой музыкальный инструмент? (Клавишный музыкальный инструмент).
Назовите еще клавишные музыкальные инструменты. (Рояль, орган, синтезатор, аккордеон).
Что надо сделать, чтобы зазвучала дудочка? (Подуть в нее).
Значит дудочка это…. (Духовой музыкальный инструмент).
Назовите духовые музыкальные инструменты. (Труба, саксофон, свирель, флейта).
А как заставить звучать балалайку? (Дотронуться до струн рукой).
Значит балалайка это …. (Струнный музыкальный инструмент).
Назовите струнные музыкальные инструменты. (Балалайка, гитара, гусли, скрипка, арфа, виолончель).
А у балалайки и скрипки звук извлекается одинаково? (Нет, у балалайки мы струны перебираем рукой, а у скрипки водим по струнам смычком).
Правильно, у балалайки мы струны как будто щипаем пальчиками, а у скрипки водим смычком по струнам, значит, струнные музыкальные инструменты мы можем разделить на (Щипковые и смычковые)
Забыли мы с вами еще про шумные музыкальные инструменты, ну-ка, давайте вспомним, какими музыкальными инструментами можно как следует пошуметь? (Это деревянные ложки, погремушки, трещотки, рубель, маракасы).
Как они будут называться по звукоизвлечению? (Шумовые)
Дидактическая игра «Выбери и назови»
На столе лежат разные музыкальные инструменты. Дети выбирают себе инструмент и рассказывают, как этот инструмент называется и какой он по звукоизвлечению.
Кто играет на музыкальных инструментах? (Музыканты)
Вам хочу секрет открыть -
Музыкантом трудно быть,
Но вы справитесь, я знаю,
В музыканты вас, я посвящаю.
Давайте, разбирайте быстрее погремушки, пошумим, как следует!
Музыкальная игра «Погремушка»
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка.
Хочешь, сразу две возьми,
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми,
И, греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки,
Отдохнут от шума ушки,
На соседей погляди,
И тихонько посиди.
На соседей погляди,
И тихонько посиди.
Посмотрите, у меня здесь картинки разных музыкантов (На мольберте картинки). Название профессии музыканта зависит от того, на каком музыкальном инструменте он играет. Например: пианино – пианист. Я вам буду называть музыкальный инструмент, а вы скажете, как называется музыкант, играющий на этом инструменте. (Пианино – пианист, скрипка – скрипач, виолончель – виолончелист, гармонь – гармонист, барабан – барабанщик, труба – трубач).
Как называется группа музыкантов, исполняющих вместе музыкальное произведение? (Оркестр).
Кто руководит оркестром? (Дирижер).
А как дирижер руководит оркестром? (Он показывает музыкантам, когда и как играть).
Правильно! Дирижер показывает знаками музыкантам как играть музыку : громко или тихо; ласково или сердито; протяжно или отрывисто. В оркестре иногда все музыкальные инструменты играют вместе, а иногда нет, и, дирижер показывает, когда кому играть.
Разбирайте музыкальные инструменты. Теперь вы оркестр, а я дирижер. Смотрите на меня внимательно.
Музыкальная игра «Дирижер»
Детям раздаются ложки, колокольчики, бубны. Под русскую народную музыку дети по команде играют на музыкальных инструментах.
Какие вы умные и замечательные дети, с вами так интересно играть, я очень хочу с вами дружить! Будьте моими друзьями!
Воспитатель: «Ребята, а вы точно знаете, что значит друзья?» (Конечно! Друзья вместе играют, делятся игрушками, уступают друг другу, всегда готовы придти на помощь. Другу можно доверить свой секрет).
Зайка: А я знаю игру для друзей! Вставайте быстрее в круг!
Физкультминутка «Шире круг»
Шире круг, шире круг!
Ты мой друг и я твой друг!
Вместе весело играть – бегать,
прыгать и скакать!
Раз – присядка, два – прыжок
И опять присядка,
а потом прыжки на месте –
Заячья зарядка!
Руки вверх поднимите,
Опустите, поднимите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо, улыбнитесь!
В серединку все сошлись,
Крепко, крепко обнялись!
Крепче дружбы не найдешь –
Нас водой не разольешь!
Воспитатель: Нам пора возвращаться домой.
Дети: До свиданья, зайка, приходи к нам в гости.
(Дети проходят по звуковысотной лесенке и садятся на стульчики).
Воспитатель: Смотрите, кукла Маша и Мишка!
Маша: «Здравствуйте ребята, мы уже вас заждались! Где вы были?»
Ребята, кто расскажет Маше и Мишке про наше музыкальное приключение? (Короткие рассказы детей).
Воспитатель: Вот, какие замечательные у нас дети. Нашли добрые слова для зайки, согрели его. Прошли по музыкальной лесенке, а это было трудно! Отгадали загадки; правильно ответили на все вопросы; отлично играли на музыкальных инструментах.
Маша: Как интересно! Как бы мы тоже хотели побывать у зайки в музыкальном домике и подружиться с ним!