Мария Трегубенко
Организация проектной деятельности как средства развития выдающихся способностей у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности как средства развития выдающихся способностей у старших дошкольников
[/b]
Подготовила: Трегубенко М. С. старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад №42» ИГОСК
«Любая реформа образования должна
опираться на личность человека.
Если мы будем следовать этому правилу,
ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя,
Темочки:
как самое великое и утешительное чудо природы».
Мария Монтессори.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе). Поэтому проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Поэтому именно организация проектной деятельности, является средством формирования и развития выдающихся способностей у старших дошкольников.
Проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Так как самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.
Для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов.
Проанализировав воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду, проведенная экспресс-диагностика педагогов, мониторинг по развитию творческих способностей детей показали, что работа по развитию творческих способностей детей, по развитию у них познавательной активности проводится в упрощенном виде, а значит, требует совершенствования со стороны педагогов. Так же не все наши педагоги имели специальное образование, многие были начинающие. Поэтому в ДОУ назрела необходимость изменить систему методической работы, изменить подходы к воспитанию и обучению детей. Для этого решили изучить и внедрить в практику работы педагогов технологию проектирования. Параллельно, было принято решения всем педагогам повысить свой уровень образования, через разные формы обучения:
• курсы повышения квалификации,
• переподготовку на дошкольный профиль образования,
• получение высшего педагогического образования,
• педсоветы, консультации, разработка проектов,
• Вебинары, семинары, РМО, открытые мероприятия и др.
На данный период времени у нас в ДОУ все педагоги имеют дошкольное педагогическое образование, 10 из них высшее, 7 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 3 педагога - 1 квалификационную категорию, 3 педагога – соответствие занимаемой должности.
Реализация работы нашего детского сада по организации проектной деятельности и развития выдающихся способностей у старших дошкольников начиналась с организации работы с педагогическими кадрами с проведения:
• семинара по теме: «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология».
• Педсоветов: «Проектная деятельность в ДОУ».
• «Разработка проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
• «Консультации по составлению проектов, подбор необходимой методической литературы.
Информирование и вовлечение родителей в проектную деятельность проходило на родительских собраниях, консультациях для родителей, была предложена для ознакомления информация по данной теме в родительских уголках, выставлена на сайте ДОУ, также в индивидуальных беседах.
Хотелось бы отметить, что основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.
Поэтому выделяем следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста. Именно поэтому свою работу по проектной деятельности наши педагоги строят с учетом этих требований.
Проектную деятельность они осуществляют на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Воспитатель и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разноуровневого, но одинаково необходимого и значимого для каждого из нас опыта. В группе стараются создать условия, при которых эта деятельность становится востребованной.
Дети в большей мере реализуют свои познавательные потребности и активируют познавательные и коммуникативные способности, становятся любознательными.
Педагогами были апробированы в этой деятельности разные виды проектов:
- информационные, исследовательские, комплексные, творческие, игровые;
- краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Организуя работу над проектами, воспитатели учат детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Стараются «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. В определенных случаях не дают детям готовых ответов на их вопросы, предлагают найти их самостоятельно.
В зависимости от сложности вопроса выстраивают целую цепочку размышления, в котором обнаруживается, что ребенок и сам уже кое-что знает. Недостающие знания можно найти с помощью проведенного эксперимента, рассматривания альбомов с иллюстрациями, обращения за помощью к родителям.
Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием.
Готовим презентацию по деятельности конкретного проекта. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности. Так продуктом проекта «Помним, гордимся, чтим» было выступление перед детьми средней группы в виде развлечения «Будущие защитники Отечества», продуктом проекта «Генеалогическое древо» - стала коллективная работа «На кого я похож», а также выставка организованная совместно с родителями « Моя семья».
Продуктом проекта «Я и ты – одно целое» стала выставка семейных творческих работ «Сказка о семье» и т. д.
Работа над любым проектом ведется поэтапно.
1 этап. Выбор цели проекта.
Педагоги помогают детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. Происходит вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
2 этап. Разработка проекта.
Составляют план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3 этап. Выполнение проекта.
Выполняется практическая часть проекта. Помимо организации деятельности педагоги помогают детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. По необходимости педагоги оказывают ребятам практическую помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4. Подведение итогов. Проводится оценка результатов.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:
• Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
• Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
• Какое из занятий понравилось вам больше всего?
• Что нужно изменить в организации следующего проекта?
Подводя итоги, воспитатели продумывают:
•как можно изменить организацию занятий для их улучшения;
•как индивидуализировать занятия для каждого ребенка;
•как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями;
•какие занятия можно организовать в будущем.
Детские проекты чаще всего предполагают, активное участие семьи и здесь есть трудности связанные с тем, что не все родители участвуют в проектной деятельности, ведут себя пассивно, неохотно идут навстречу предложениям педагогов принять участие в проекте. Но хочу сказать, что последнее время активность родителей растет, особенно был высокий процент участников в проекте «Азбука здоровья», «Русские богатыри», «Народные подвижные игры», «Край ты мой, родимый край, моё село родное», проект «Я и ты – одно целое», и др. Родители понимают, что взаимодействие с детьми, педагогами для них становиться необходимостью. Важным элементом в налаживании контактов со своими детьми.
По итогам проделанной работы можно отслеживать результаты работы по внедрению проектной деятельности в ДОУ
1. Качественные:[/b]
- уровень участия и побед в конкурсах детского творчества воспитанников ДОУ возрос в несколько раз:
Если 2015- 2016 учебный год 20 %;
То 2018- 2019 учебный год 65 %;
Воспитатели:
- повысили свою профессиональную компетентность;
- сотрудничество педагогов и воспитанников осуществляется на партнерских условиях;
- Стали принимать активное участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов. Два педагога: Анохина Ирина Григорьевна- воспитатель и Иванова Наталья Анатольевна – педагог-психолог стали победителями в муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года- 2018» и «Воспитатель года- 2019» в номинации «Педагогический дебют»; а также 3 место в краевом этапе конкурса «Воспитатель года- 2018» в номинации «Педагогический дебют» завоевала Анохина Ирина Григорьевна- воспитатель.
- появился командный стиль работы.
- идет активное вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации проектов в ДОУ.
[b]2. Количественные:[/b]
-70 % педагогов овладели новой технологией, научились применять интегрированный способ обучения детей, повысилось качество воспитательно-образовательного процесса;
- 30% педагогов представят в течение года свой проект работы с детьми и проведут презентацию его;
- повысился уровень интеллектуального развития детей;
- уровень развития творческих способностей детей вырос на 7-10 %.
В результате:
1. Созданы все условия для реализации работы в инновационном режиме;
2. Повысился профессиональный уровень и компетентность педагогов в вопросах использования технологии проектирования и развития творческих способностей детей.
3. Создана система работы по развитию творческих способностей детей, с использованием технологии проектирования.
4. Осуществляются партнерские отношения с родителями, воспитанниками.
Проектная деятельность в ДОУ – это, прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникает желание решить её.
Советы по организации проектной деятельности как средства развития выдающихся способностей у старших дошкольников
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную, развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с детьми и родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха и совместная работа над проектом, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
ВЫВОД
Использование метода проектов помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, навык обобщать и систематизировать, умение планировать, работать в коллективе, способствует активному повышению самооценки ребенка, а также способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста.
Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.
Необходимо уделять больше внимания в работе с родителями в этом направлении, чтобы они становились активными участниками образовательного процесса, понимали собственную ответственность за воспитание детей.
Двигателем успеха формирования и развития выдающихся способностей у детей Старшего дошкольного возраста является положительное эмоциональное состояние ребенка и педагога в этот отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым, совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, решают какую – либо проблему и получают результат.