Мария Трегубенко
Организация проектной деятельности как средства развития выдающихся способностей у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности как средства развития выдающихся способностей у старших дошкольников
[/b]
Подготовила: Трегубенко М. С. старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад №42» ИГОСК
«Любая реформа образования должна
опираться на личность человека.
Если мы будем следовать этому правилу,
ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя,
Публикация «Организация проектной деятельности как средства развития выдающихся способностей у старших дошкольников» размещена в разделах
как самое великое и утешительное чудо природы».
Мария Монтессори.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе). Поэтому проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Поэтому именно организация проектной деятельности, является средством формирования и развития выдающихся способностей у старших дошкольников.
Проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Так как самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.
Для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов.
Проанализировав воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду, проведенная экспресс-диагностика педагогов, мониторинг по развитию творческих способностей детей показали, что работа по развитию творческих способностей детей, по развитию у них познавательной активности проводится в упрощенном виде, а значит, требует совершенствования со стороны педагогов. Так же не все наши педагоги имели специальное образование, многие были начинающие. Поэтому в ДОУ назрела необходимость изменить систему методической работы, изменить подходы к воспитанию и обучению детей. Для этого решили изучить и внедрить в практику работы педагогов технологию проектирования. Параллельно, было принято решения всем педагогам повысить свой уровень образования, через разные формы обучения:
• курсы повышения квалификации,
• переподготовку на дошкольный профиль образования,
• получение высшего педагогического образования,
• педсоветы, консультации, разработка проектов,
• Вебинары, семинары, РМО, открытые мероприятия и др.
На данный период времени у нас в ДОУ все педагоги имеют дошкольное педагогическое образование, 10 из них высшее, 7 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 3 педагога - 1 квалификационную категорию, 3 педагога – соответствие занимаемой должности.
Реализация работы нашего детского сада по организации проектной деятельности и развития выдающихся способностей у старших дошкольников начиналась с организации работы с педагогическими кадрами с проведения:
• семинара по теме: «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология».
• Педсоветов: «Проектная деятельность в ДОУ».
• «Разработка проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
• «Консультации по составлению проектов, подбор необходимой методической литературы.
Информирование и вовлечение родителей в проектную деятельность проходило на родительских собраниях, консультациях для родителей, была предложена для ознакомления информация по данной теме в родительских уголках, выставлена на сайте ДОУ, также в индивидуальных беседах.
Хотелось бы отметить, что основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.
Поэтому выделяем следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста. Именно поэтому свою работу по проектной деятельности наши педагоги строят с учетом этих требований.
Проектную деятельность они осуществляют на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Воспитатель и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разноуровневого, но одинаково необходимого и значимого для каждого из нас опыта. В группе стараются создать условия, при которых эта деятельность становится востребованной.
Дети в большей мере реализуют свои познавательные потребности и активируют познавательные и коммуникативные способности, становятся любознательными.
Педагогами были апробированы в этой деятельности разные виды проектов:
- информационные, исследовательские, комплексные, творческие, игровые;
- краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Организуя работу над проектами, воспитатели учат детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Стараются «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. В определенных случаях не дают детям готовых ответов на их вопросы, предлагают найти их самостоятельно.
В зависимости от сложности вопроса выстраивают целую цепочку размышления, в котором обнаруживается, что ребенок и сам уже кое-что знает. Недостающие знания можно найти с помощью проведенного эксперимента, рассматривания альбомов с иллюстрациями, обращения за помощью к родителям.
Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием.
Готовим презентацию по деятельности конкретного проекта. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности. Так продуктом проекта «Помним, гордимся, чтим» было выступление перед детьми средней группы в виде развлечения «Будущие защитники Отечества», продуктом проекта «Генеалогическое древо» - стала коллективная работа «На кого я похож», а также выставка организованная совместно с родителями « Моя семья».
Продуктом проекта «Я и ты – одно целое» стала выставка семейных творческих работ «Сказка о семье» и т. д.
Работа над любым проектом ведется поэтапно.
1 этап. Выбор цели проекта.
Педагоги помогают детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. Происходит вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
2 этап. Разработка проекта.
Составляют план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3 этап. Выполнение проекта.
Выполняется практическая часть проекта. Помимо организации деятельности педагоги помогают детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. По необходимости педагоги оказывают ребятам практическую помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4. Подведение итогов. Проводится оценка результатов.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:
• Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
• Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
• Какое из занятий понравилось вам больше всего?
• Что нужно изменить в организации следующего проекта?
Подводя итоги, воспитатели продумывают:
•как можно изменить организацию занятий для их улучшения;
•как индивидуализировать занятия для каждого ребенка;
•как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями;
•какие занятия можно организовать в будущем.
Детские проекты чаще всего предполагают, активное участие семьи и здесь есть трудности связанные с тем, что не все родители участвуют в проектной деятельности, ведут себя пассивно, неохотно идут навстречу предложениям педагогов принять участие в проекте. Но хочу сказать, что последнее время активность родителей растет, особенно был высокий процент участников в проекте «Азбука здоровья», «Русские богатыри», «Народные подвижные игры», «Край ты мой, родимый край, моё село родное», проект «Я и ты – одно целое», и др. Родители понимают, что взаимодействие с детьми, педагогами для них становиться необходимостью. Важным элементом в налаживании контактов со своими детьми.
По итогам проделанной работы можно отслеживать результаты работы по внедрению проектной деятельности в ДОУ
1. Качественные:[/b]
- уровень участия и побед в конкурсах детского творчества воспитанников ДОУ возрос в несколько раз:
Если 2015- 2016 учебный год 20 %;
То 2018- 2019 учебный год 65 %;
Воспитатели:
- повысили свою профессиональную компетентность;
- сотрудничество педагогов и воспитанников осуществляется на партнерских условиях;
- Стали принимать активное участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов. Два педагога: Анохина Ирина Григорьевна- воспитатель и Иванова Наталья Анатольевна – педагог-психолог стали победителями в муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года- 2018» и «Воспитатель года- 2019» в номинации «Педагогический дебют»; а также 3 место в краевом этапе конкурса «Воспитатель года- 2018» в номинации «Педагогический дебют» завоевала Анохина Ирина Григорьевна- воспитатель.
- появился командный стиль работы.
- идет активное вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации проектов в ДОУ.
[b]2. Количественные:[/b]
-70 % педагогов овладели новой технологией, научились применять интегрированный способ обучения детей, повысилось качество воспитательно-образовательного процесса;
- 30% педагогов представят в течение года свой проект работы с детьми и проведут презентацию его;
- повысился уровень интеллектуального развития детей;
- уровень развития творческих способностей детей вырос на 7-10 %.
В результате:
1. Созданы все условия для реализации работы в инновационном режиме;
2. Повысился профессиональный уровень и компетентность педагогов в вопросах использования технологии проектирования и развития творческих способностей детей.
3. Создана система работы по развитию творческих способностей детей, с использованием технологии проектирования.
4. Осуществляются партнерские отношения с родителями, воспитанниками.
Проектная деятельность в ДОУ – это, прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникает желание решить её.
Советы по организации проектной деятельности как средства развития выдающихся способностей у старших дошкольников
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную, развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с детьми и родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха и совместная работа над проектом, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
ВЫВОД
Использование метода проектов помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, навык обобщать и систематизировать, умение планировать, работать в коллективе, способствует активному повышению самооценки ребенка, а также способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста.
Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.
Необходимо уделять больше внимания в работе с родителями в этом направлении, чтобы они становились активными участниками образовательного процесса, понимали собственную ответственность за воспитание детей.
Двигателем успеха формирования и развития выдающихся способностей у детей Старшего дошкольного возраста является положительное эмоциональное состояние ребенка и педагога в этот отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым, совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, решают какую – либо проблему и получают результат.