Крылова Ксения
Русские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой отчет
На 2018 – 2019 учебный год мною была запланирована работа с детьми по теме «Русские народные, хороводные игры, как средство развития творческих способностей старших дошкольников». Была написана составительская программа, по которой реализовывалась работа по данной теме.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Старшая группа
- Хороводные игры
- Темочки
Что такое игра для дошкольников? Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных и многое другое. В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее.
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Признаками народных игр являются спонтанность, добровольный характер, коллективность, наличие правил.
Планируя данную работу, поставила ЦЕЛЬ: воспитание национального самосознания ребенка на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование личности дошкольника, расширение его историко – культурного кругозора.
Для достижения данной цели были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
1. Развитие познавательного интереса к традициям, истории и культуре русского народа.
2. Приобретение знаний о русских народных играх, обучение правилам.
3. Развитие умственной работоспособности дошкольников, физических качеств (быстрота, ловкость).
4. Прививать интерес и любовь к занятиям игровой деятельностью.
5. Воспитывать культуру общения и сотрудничества со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.
В рамках данной программы я знакомила детей с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа.
Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские народные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом и умственном развитии ребенка.
Основная форма работы с детьми: непрерывно образовательная деятельность, календарные праздники, театрализованные представления, концерты. Работа по данной программе была рассчитана на 1 год с детьми 5 – 6 лет. Занятия проводились 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Был запланирован следующий результат освоения программы:
1. Знать кто такой вожак, что такое жребий в русской народной игре.
2. Знать название и уметь играть в русские народные игры, используя считалки.
3. Знать докучные сказки, долгоговорки, скороговорки, уметь использовать их в активной речи и в народной игре.
4. Осмысленно и активно участвовать в играх во время занятий и праздников.
Считаю, что добилась запланированного результата – дети знают кто такой вожак, как можно выбирать вожака, знают названия русских народных игр, умеют играть в них. Знают докучные сказки, долгоговорки, умеют их рассказывать. Активно принимают участие в играх на различных мероприятиях детского сада.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. На своих занятиях я использовала речевые упражнения, например «Дили-дили». Данное упражнение развивает речь, память, внимание.
1гр.
Дили-дили, дили-дили
Где вы Машу видели?
2гр.
Заглянули в огород
Маша пляшет у ворот
1гр.
Дили-дили, дили-дили
Где вы Катю видели?
2гр.
Заглянули в зелен сад
Катя щиплет виноград
1гр.
Дили-дили, дили-дили
Где вы Дуню видели?
2гр.
Заглянули под крылец
Грызет Дуня огурец
1гр.
Дили-дили, дили-дили
Где вы Ваню видели
2гр.
На поляне у колодца
Ваня с курицей дерется
Данное упражнение использовали как игра, стенка на стенку.
Докучные сказки это одна из жемчужин, придумки русского народа. Относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. Докучать – значит приставать, надоедать. Докучные сказки высмеивают различные недостатки человека, они проверяют его на смекалку, приучают быть внимательными. Каждый из нас наверняка помнит докучную сказку про белого бычка? Или например – «Сочинить тебе докучную сказку?» Одна из таких сказок, которые мы учили с детьми это «Мы с тобою шли».
- Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да ни кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
(и опять сначала)
Долгоговорка. Это длинная фраза, которую нужно произносить на выдохе. Игра помогает научиться «правильно дышать». Развивает память, обучает ребенка контролю и распределению внимания. Детям очень понравилась долгоговорка «33 Егорки».
На горе, на пригорке
Стояли 33 Егорки
Раз Егорка
Два Егорка
Три Егорка….итд.
Учили с детьми скороговорки. «Мама мыла Милу мылом», «На дворе трава», считалки.
На занятиях кружка рассказывала детям кто такой «Вожак», как выбирают вожака. Мы выбирали вожака считалками. Например:
«Раз, два, три, четыре,
меня грамоте учили.
Не читать и не писать,
только по полу скакать»
Еще учила детей «Конаться».
Рассказала что такое «Угады»
Данный годовой отчет был представлен сотрудникам детского сада, где мы, ненадолго, вернулись в детство и немного поиграли.
Спасибо за прочтение!