Крылова Ксения
Русские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой отчет
На 2018 – 2019 учебный год мною была запланирована работа с детьми по теме «Русские народные, хороводные игры, как средство развития творческих способностей старших дошкольников». Была написана составительская программа, по которой реализовывалась работа по данной теме.
Публикация «Русские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Хороводные игры
- Темочки
Что такое игра для дошкольников? Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных и многое другое. В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее.
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Признаками народных игр являются спонтанность, добровольный характер, коллективность, наличие правил.
Планируя данную работу, поставила ЦЕЛЬ: воспитание национального самосознания ребенка на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование личности дошкольника, расширение его историко – культурного кругозора.
Для достижения данной цели были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
1. Развитие познавательного интереса к традициям, истории и культуре русского народа.
2. Приобретение знаний о русских народных играх, обучение правилам.
3. Развитие умственной работоспособности дошкольников, физических качеств (быстрота, ловкость).
4. Прививать интерес и любовь к занятиям игровой деятельностью.
5. Воспитывать культуру общения и сотрудничества со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.
В рамках данной программы я знакомила детей с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа.
Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские народные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом и умственном развитии ребенка.
Основная форма работы с детьми: непрерывно образовательная деятельность, календарные праздники, театрализованные представления, концерты. Работа по данной программе была рассчитана на 1 год с детьми 5 – 6 лет. Занятия проводились 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Был запланирован следующий результат освоения программы:
1. Знать кто такой вожак, что такое жребий в русской народной игре.
2. Знать название и уметь играть в русские народные игры, используя считалки.
3. Знать докучные сказки, долгоговорки, скороговорки, уметь использовать их в активной речи и в народной игре.
4. Осмысленно и активно участвовать в играх во время занятий и праздников.
Считаю, что добилась запланированного результата – дети знают кто такой вожак, как можно выбирать вожака, знают названия русских народных игр, умеют играть в них. Знают докучные сказки, долгоговорки, умеют их рассказывать. Активно принимают участие в играх на различных мероприятиях детского сада.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. На своих занятиях я использовала речевые упражнения, например «Дили-дили». Данное упражнение развивает речь, память, внимание.
1гр.
Дили-дили, дили-дили
Где вы Машу видели?
2гр.
Заглянули в огород
Маша пляшет у ворот
1гр.
Дили-дили, дили-дили
Где вы Катю видели?
2гр.
Заглянули в зелен сад
Катя щиплет виноград
1гр.
Дили-дили, дили-дили
Где вы Дуню видели?
2гр.
Заглянули под крылец
Грызет Дуня огурец
1гр.
Дили-дили, дили-дили
Где вы Ваню видели
2гр.
На поляне у колодца
Ваня с курицей дерется
Данное упражнение использовали как игра, стенка на стенку.
Докучные сказки это одна из жемчужин, придумки русского народа. Относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. Докучать – значит приставать, надоедать. Докучные сказки высмеивают различные недостатки человека, они проверяют его на смекалку, приучают быть внимательными. Каждый из нас наверняка помнит докучную сказку про белого бычка? Или например – «Сочинить тебе докучную сказку?» Одна из таких сказок, которые мы учили с детьми это «Мы с тобою шли».
- Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да ни кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
(и опять сначала)
Долгоговорка. Это длинная фраза, которую нужно произносить на выдохе. Игра помогает научиться «правильно дышать». Развивает память, обучает ребенка контролю и распределению внимания. Детям очень понравилась долгоговорка «33 Егорки».
На горе, на пригорке
Стояли 33 Егорки
Раз Егорка
Два Егорка
Три Егорка….итд.
Учили с детьми скороговорки. «Мама мыла Милу мылом», «На дворе трава», считалки.
На занятиях кружка рассказывала детям кто такой «Вожак», как выбирают вожака. Мы выбирали вожака считалками. Например:
«Раз, два, три, четыре,
меня грамоте учили.
Не читать и не писать,
только по полу скакать»
Еще учила детей «Конаться».
Рассказала что такое «Угады»
Данный годовой отчет был представлен сотрудникам детского сада, где мы, ненадолго, вернулись в детство и немного поиграли.
Спасибо за прочтение!